Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 18 октября 2023 10:07

Программы дошкольного образования

Оцените материал
(0 голосов)

Единая программа для всех дошкольных учреждений не соответствовала современной ситуации, время требовало вариативных программ, более гибких, поддающихся систематическому обновлению, учитывающих состояние общественной жизни страны и особенности региона. Министерство образования РСФСР предложило ввести вариативные программы двух типов:

- общеразвивающие (базисные); специализированные (по отдельным видам деятельности, учитывающие потребности родителей и современной школы).

Несмотря на сложности времени, коллективы дошкольных учреждений продолжали работать, осваивали новые формы и методы работы с детьми, создавая оптимальные условия для развития детей, которым предстояло жить в ХХІ веке.

Государство принимает меры, чтобы защитить ребенка от некомпетентного образования в условиях вариативность программ и в 1995 году Министерство образования РФ опубликовывает методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», в котором говорится, что программу можно использовать лишь в случае ее положительной оценки и рекомендации Министерством образования. Данный документ ДОУ должны были использовать до принятия государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые к тому времени уже начали разрабатываться.

«Рекомендации» классифицировали программы на комплексные и парциальные: первые включают все направления развития ребенка, вторые же включают одно или несколько направлений. Оба вида программ должны были сохранять светский характер образования и строиться на личностно ориентированном подходе взаимодействия. Что касается экспертизы программ, то их проводил Федеральный экспертный совет по общему образованию Министерства образования РФ. Если программа была одобрена, то она рекомендовалась к реализации в дошкольных учреждениях. Региональные (местные) органы управления образованием могли создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендовалась к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района). Совет педагогов, комиссия по аттестации дошкольного учреждения рассматривали парциальные программы и осуществляли экспертизу.

Дошкольным учреждениям были предложены для обсуждения программы: «Радуга» (коллектив НИИ школ под руководством Т.Н. Дороновой).   Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям

«Развитие» (научный коллектив под руководством профессора Л.А. Венгера). Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

«Детство» (коллектив кафедры СПГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой). Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

       В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

      Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

«Одаренный ребенок» и «Золотой ключик» (авторский коллектив под руководством Г.Г. Кравцова), Программа «Одаренный ребенок» разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей. Программа «Золотой ключик» нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

  «Из детства в отрочество» - так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.

«Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет. Ее цель - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

«Истоки» - одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Цель - разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 «Дом радости» (авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова). В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышейСпецифика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня. Каждый день в таком саду для ребенка - маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель - воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

Вариативность содержания дошкольного образования, предоставленная дошкольным коллективам, в целом давала возможность выбора и использования образовательных программ по собственному усмотрению. Однако, как показали проверки, в ряде детских садов использовались технологии, программы, которые привели к перегрузке детей, к невозможности осуществления преемственности с начальной ступенью обучения.

Прочитано 165 раз Последнее изменение Среда, 18 октября 2023 10:28
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top