Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 18 октября 2023 10:07

Создание регионального образовательное пространства

Оцените материал
(0 голосов)

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание на 2001 - 2005 гг.» особую значимость приобрели вопросы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка.

Показателем в этом направлении стал опыт работы ДОУ № 139, где педагогами M.B. Быковой, Н.В. Меджидовой была разработана экспериментальная программа «Мировая художественная культура» как система художественного эстетического образования и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения».

Воспитатель МДОУ № 78 Т.Ю. Старосельская под руководством М.Г. Шапиро, Г.Д. Ступицкой исследовала проблему приобщения детей седьмого года жизни к архитектурному искусству конструирования из объемных форм. B процессе

Воспитателем ДОУ № 63 Н.В. Галюковой была проведена опытно- экспериментальна работа по теме «Социализация ребенка через приобщение к миру музейной культуры».

В 2004 году в городе был объявлен смотр конкурс на лучший проект по проблеме социально лучших ребенка гражданского воспитания детей, и одним из был признан проект «Воспитание социально активной личности в условиях гуманизации педагогического процесса в ДОУ» МДОУ №148, руководитель Н.А. Кекух.

Новыми важнейшими направлениями развития образования в тот период стали вопросы регионализации, поскольку каждый из российских регионов, в силу географических, экономических, социальных, демографических и других причин, предоставлял своим жителям различные условия и возможности для образования и социализации.

На разных уровнях в городе и области стали обсуждаться вопросы о создании регионального образовательного пространства. Сибирский центр народного творчества и досуга разработал долгосрочную региональную программу «Сохранение и возрождение культуры Иркутской области». Приобщение к отечественной народной сибирской культуре, к истории города, к природе края стали приоритетными направлениями в работе многих ДОУ. В детских садах были оборудованы комнаты народной культуры, в которых проводились занятия по ознакомлению дошкольников с поэтическим и музыкальным сибирским фольклором.

Очень своевременно в помощь практикам кандидатом педагогических наук Л.А. Мишариной и кандидатом биологических наук В.А. Горбуновой издаётся ориентировочная региональная программа по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Приангарья, программа, составленная на основе краеведческого принципа. Знакомясь с природным окружением нашего региона, ребенок учиться понимать существенные связи экосистемы, связи между живыми организмами, осознает влияние человека на окружающую среду.

В русле регионализации дошкольного образования в ДОУ начались экспериментальные поиски: коллективом МДОУ № 148 под руководством Н.А. Кекух, Ж.В. Шамановой была разработана и реализована программа по воспитанию добрых чувств у детей шестого года жизни в процессе ознакомления со сказками народов Сибири; интерес у дошкольных работников вызвал опыт работы педагогов МДОУ № 28 А.А. Веселовской, О.А. Казаковой по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с пейзажной живописью художников г. Иркутска. Педагогами МДОУ № 55 Г.И. Гриневой, Е.О. Сунцевой была проведена опытно-экспериментальная работа по теме «Знакомство с сибирским краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Коллектив МДОУ № 143 под руководством Е.И. Зверевой на протяжении пяти лет проводил опытно экспериментальную работу по теме «Социализация личности дошкольника в процессе ознакомления с родным поселком».

Актуализировались и вопросы семейного воспитания, так как в условиях экономической нестабильности значительно ухудшился жизненный уровень большинства семей, родители были заняты решением проблем экономического выживания, поэтому нередко были вынуждены самоустраняться от воспитания и личностного развития ребенка.

Во многих детских садах была организована экспериментальная Деятельность по социально педагогическим и психологическим аспектам взаимодействия с родителями. Для создания единого образовательного пространства «Детский сад семья» в ряде учреждений творческими группами была организована работа, включающая новые формы сотрудничества с родителями: практикумы семинары, деловые игры, тренинги, родительские клубы, педагогические гостиные.

Например, в ДОУ № 101 на 2003-2004 уч. год были запланированы такие формы работы как научно-практические конференции по темам «Здоровая семья здоровые дети», «Семейные традиции, их ценность»; круглые столы «Здравствуй, школа», «Адаптация детей в ДОУ»; цикл консультаций по интересующим родителей вопросам: «Как играть с малышом», «Развивающая среда ребенка в домашних условиях»; организация выставок «Хобби семьи», «Выходной день семьи» и др.

В этом же направлении в ДОУ № 161, под руководством психолога Н.В. Шмаковой проводилась системная работа по расширению воспитательных функций семьи. В практику общения с родителями были введены такие формы взаимодействия, как совместная продуктивная и игровая деятельность родителей и детей, тренинги, мастер-классы.

Комплекс мероприятий способствовал переосмыслению родителями своего педагогического опыта, осознанию значимости эмоционального контакта с детьми, формированию личной ответственности сложившиеся с ребенком отношения.

Опытно-экспериментальная работа по проектированию современного образовательного пространства в ДОУ города велась по разным направлениям, например, в детском саду № 165 разрабатывалась и апробировалась модель «Детский сад открытая система».

В ряде детских садов стал апробироваться зарубежный опыт воспитания: система М. Монтессори, система музыкального воспитания К. Орфа, элементы Вальдорфской педагогики и др.

Безусловно, многие ДОУ в тот период работали в инновационном режиме, но в рамках одной книги невозможно назвать всех тех, кто трудился на благо родного дошкольного образования. Проведение ежегодных смотров-конкурсов на звание «Лучшее образовательное учреждение» способствовало повышению качества педагогической работы ДОУ. Одними из первых — это звание получили детские сады №165, заведующая Л.З.Воюш (2004 г.); №150, заведующая Л.М. Махортова (2005 г.).

Прочитано 128 раз Последнее изменение Среда, 18 октября 2023 10:28
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top