Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 31 января 2024 13:37

Патриотическое воспитание дошкольников в современном контексте ФОП и ФГОС Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период.

Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные  человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников.  Работа в данном направлении должна начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основа патриотизма – это семья

Семья – это опора в жизни каждого человека. Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе. Трудно переоценить значение семьи для ребенка. В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы. Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка. Судьба нашей страны напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны.

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться

Этапы патриотического воспитания дошкольников

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

 Формы:

  • создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)

 Средства патриотического воспитания:

  • окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Условия:

  • комплексный подход;
  • знание педагогом истории и культуры своего народа;
  • правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
  • тематическое построение материалов;
  • совместная работа детского сада и семьи.

Патриотическое воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.

  • Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания.
  • Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно-нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.
  • Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.
  • Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
  • Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.
Прочитано 784 раз Последнее изменение Понедельник, 19 февраля 2024 11:55
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top