Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 07 февраля 2024 10:31

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

«Дайте детям радость труда!

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы,

 возможность доставлять радость другим» 

В.А. Сухомлинский

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования детский сад должен осуществлять трудовое воспитание. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь ему в его успешном всестороннем развитии.

 

Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.

Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.

Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.

Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а также воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.

Главная          цель трудового        воспитания    дошкольников — это формирование бережного    отношения к любому труду            и         четкое представление          о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью ФГОС ДО выделяет следующие основные задачи:

  • формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
  • формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
  • воспитание уважительного отношения к любому труду.

        ФГОС ДО предполагает следующие виды детского труда:

  • Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
  • Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);
  • Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные.
  • Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные.
  • Совместный (коллективный) труд- это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:

- договариваются о разделении труда,

- помогают друг другу (в случае необходимости),

- болеют за качество общей, совместной работы.

             Методы трудового воспитания 

  • Метод создания эмоционально-положительной атмосферы (использование музыки, участие взрослых, обсуждение результатов).
  • Метод наглядности (демонстрация наиболее сложных моментов в работе).
  • Метод словесности (объяснение предстоящей деятельности, оценка деятельности).
  • Метод практический (многократный показ, детальный показ действий). 
  • У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

                 Условия организации труда детей

  • Создание мотивации трудовой деятельности.
  • Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
  • Подбор оборудования для труда.
  • Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
  • Демонстрация заинтересованности педагога.
  • Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
  • Поощрения в процессе и по результатам труда.
  • Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.

ДС

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а также опрятностью, умением себя обслужить.

Прочитано 87 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top