Труд – универсальная сознательная деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания ребенка, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.
Трудовая деятельность – осознанная энергозатратная общепризнанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществление работы.
Трудовое обучение – это формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.
Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а также воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности.
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых.
В связи с данной целью ФГОС ДО выделяет следующие основные задачи:
- формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;
- формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;
- воспитание уважительного отношения к любому труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды детского труда:
- Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
- Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);
- Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:
- Поручения - это обращённая к ребёнку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. В свою очередь поручения бывают: индивидуальные, подгрупповые, коллективные, кратковременные, длительные, отсроченными по времени, простые и сложные.
- Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга. Дежурства бывают индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные и систематичные.
- Совместный (коллективный) труд- это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда,
- помогают друг другу (в случае необходимости),
- болеют за качество общей, совместной работы.
Методы трудового воспитания
- Метод создания эмоционально-положительной атмосферы (использование музыки, участие взрослых, обсуждение результатов).
- Метод наглядности (демонстрация наиболее сложных моментов в работе).
- Метод словесности (объяснение предстоящей деятельности, оценка деятельности).
- Метод практический (многократный показ, детальный показ действий).
- У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
Условия организации труда детей
- Создание мотивации трудовой деятельности.
- Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
- Подбор оборудования для труда.
- Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
- Демонстрация заинтересованности педагога.
- Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка.
- Поощрения в процессе и по результатам труда.
- Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а также опрятностью, умением себя обслужить.