Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 21 февраля 2024 10:35

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Оцените материал
(0 голосов)

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство.

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

  • приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

 В стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

  1. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  2. физическая культура, развитие физических качеств.

Планирование работы по данной образовательной области — это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.

Конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.

Группа оздоровительных задач: решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям:

1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.

Группа обучающих задач: реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.

1) формирование представлений о своем организме, здоровье;

2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.

Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.

Средства физического воспитания:

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются:

  • гигиенические факторы: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, уборка групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий;
  • естественные силы природы (солнце, воздух, вода),
  • физические упражнения и др.

Как должна быть организована образовательная деятельность, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО?

  • В ходе режимных моментов, связанных с заботой о здоровье детей, взрослый должен проявлять уважение к их нуждам и особенностям.
  • Взрослый должен создавать условия для самостоятельного и осмысленного исполнения ребенком действий, сохраняющих здоровье.
  • Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития ребенка, расширяя опыт детей в понимании собственного тела и душевного состояния. Должны использоваться все подходящие ежедневные ситуации для обсуждения вопросов здорового образа жизни.
  • Взрослый должен создавать условия для развития у детей продуктивного взаимодействия в больших и малых группах, со сверстниками и взрослыми во время различных мероприятий, связанных с заботой о своем здоровье и поддержании гигиены.

Педагогическая деятельность в области направлена на:

  • приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики- Основная гимнастика.
  • формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве - Подвижные игры.
  • овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки) - Подвижные игры.
  • обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое) - Спортивные упражнения.
  • воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов - Спортивные игры.
  • воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое) - Активный отдых.
  • приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих- Формирование основ здорового образа жизни.

Формы организации образовательной деятельности в режиме дня:

  • Подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные разминки, физкультурные минутки;
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, практические упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков, тематические беседы и рассказы, презентации.

Взрослый должен создавать условия для развития самостоятельности и инициативности у детей в разных видах деятельности

  • Инициатива ребенка - ребенок сам создает намерение и придумывает способы его реализации - в ситуации, когда взрослый не ставит перед ним такой задачи.
  • Самостоятельность ребенка - ребенок осознанно следует правилам, введенным в группе, присваивая их.
  • Свободная игра - создание воображаемой ситуации, в которой дети реализуют собственный замысел. Взрослый может участвовать в игре только с разрешения ребенка, чтобы обогатить игру.
  • Правила: готовые нормы поведения, принятые в обществе. Дети должны получить опыт самостоятельной формулировки правил, принятых в группе.

Как приобщить ребенка к здоровому образу жизни? В чем основная задача педагога?

  • Забота взрослых о здоровье ребенка должна переходить в заботу ребенка о самом себе, и это не только навыки гигиены и физкультуры, это в большей степени развитие самоконтроля и самоорганизации.
  • Ключом к здоровому образу жизни является интерес ребенка к своему телу и эмоциям, понимание их, эксперименты с ними.
  • Мощный пример освоить правила здорового образа жизни – личный пример значимых взрослых и обсуждение этого социального опыта.

Таким образом, в ходе планомерной и активной работы педагогов ДОУ, результатом освоения образовательной области «Физическое развитие» становится ребенок: овладевший основными видами движений, развитой крупной и мелкой моторикой, контролирующий свои движения и управляющий ими.

Прочитано 176 раз Последнее изменение Четверг, 18 апреля 2024 09:17
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top