Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 21 февраля 2024 11:00

История современных праздников в ДОУ

Оцените материал
(0 голосов)

История современных праздников в ДОУ уходит своими корнями в советский период истории, когда возникли детские дошкольные учреждения и появилась потребность методического обоснования работы с детьми. Включение дошкольных учреждений как части системы народного образования впервые происходит в 1917 г. (Декрет Совнаркома от 9 ноября 1917 г. и Декрет от 20 декабря 1917 г.). Ситуация изменяется после III Всероссийского съезда в 1924 г. и IV Всероссийского съезда в 1928 г. по дошкольному воспитанию, определивших цели и задачи дошкольного воспитания, роль и место организованных занятий, в том числе и роль революционных праздников в жизни ребёнка-дошкольника.

В первые годы функционирования детских садов основным становится праздник 1 Мая, призванный заменить Пасху. Далее формируется модель празднования Октября (новый праздник, занимающий центральное место в советской праздничной культуре). Постепенно формируется «красный праздничный календарь дошкольника». Год начинался празднованием Памятных Ленинских дней (до 1935 г. празднование Нового года было отменено), затем шёл День Красной Армии (23 февраля), День работницы (8 Марта), День рождения Ленина (22 апреля), День международной солидарности трудящихся (1 Мая), Международный юношеский день, День первой борозды, День кооперации, День обороны и индустриализации, День празднования годовщины Октября. Не все праздники выдержали проверку временем, педагогической целесообразностью и соответствием меняющимся идеологическим установкам. Уже к 40-гг. некоторые праздники исчезают из «праздничного календаря дошкольника».

 Говоря о роли и значении праздника в развитии дошкольника вспомним определение, данное в 1929г. в статье Е. Флериной. Праздник определяется как «необходимый элемент эмоционального и психического развития ребёнка, значительное явление в жизни ребёнка». А. Сорокина определяла роль и место общественно-политических праздников как «завершение определённого отрезка педагогической работы с детьми, имеющих социально-воспитательное значение».

В 20-е гг. в детском саду была принята следующая типология праздников:

  • общественные праздники.
  • праздники революционного быта (Октябрь, 1 Мая, День Красной Армии, День работницы);
  • сезонные праздники (природа и быт-зимний, весенний, осенний -древонасаждение, праздник урожая; спортивные сезонные праздники);
  • праздники по случаю больших научных открытий или изобретений, культурных начинаний;

2) праздники семейного быта (рождение нового члена семьи, «октябрины», дни рождения, организация новой семьи и т. д.).

«Праздничный календарь дошкольника» включал более десяти праздников в году, но лишь несколько праздников (День Красной Армии/День защитника Отечества, 8 Марта) являются актуальными и в современной праздничной культуре.

После новогоднего утренника начиналась подготовка к празднику, посвященному Дню советской армии–23 Февраля. Поскольку подавляющее большинство советских мужчин служили в армии, то в советских детских садах этот праздник часто именовался «папиным днем». К нему малыши разучивали тематические стихи и песни, на занятиях готовили подарки для пап: рисовали и клеили поздравительные открытки, лепили из пластилина солдатиков, танки и пушки. Отдельно девочки мастерили подарки для мальчиков своей группы, которые затем торжественно вручались на утреннике. Мальчикам раздавали пилотки или буденовки, девочкам – санитарные сумочки и косынки с красным крестом. Главной радостью малышей было увидеть среди зрителей своего папу или дедушку и подарить ему в конце праздника собственноручно сделанный подарок.

8 Марта в 20-30-е гг. имел несколько названий «Международный день работниц», «Международный праздник трудящихся женщин» и не являлся выходным праздничным днём.  

В дошкольных учреждениях к празднику готовились заранее, проводились: беседы, чтение книг, экскурсия на места работ матерей и т. д.».

Основные целевые установки праздника 8 Марта были:

1) дать детям представление о дне 8 Марта как международном празднике трудящихся женщин;

2) проверить и наладить правильные взаимоотношения между мальчиками и девочками;

3) провести работу с семьёй и окружающим населением по налаживанию правильного воспитания между мальчиками и девочками;

Подготовка детей и планирование сценария праздника осуществлялась в двух направлениях:

1) «Музыкально-ритмическая работа» предусматривала подготовку детей в ходе проведения музыкальных занятий. В конечном итоге эти занятия объединялись в программу утренника. Дети разучивали стихи и песни, рекомендованные «Дошкольным воспитанием» и опубликованные в детских журналах «Искорка», «Мурзилка», «Затейник», готовили инсценировку, которая становилась центральным элементом праздника;

2) подготовительная работа: беседы с детьми о труде и быте женщин, экскурсия на фабрику-кухню, составление альбома, иллюстрирующего труд женщин на производстве, участие её в общественной жизни, подготовка материала для выставки (работы, которые иллюстрируют жизнь и труд в детском саду, участие в социалистическом строительстве - рисунки, лепку, стенные газеты, работы из «бросового» материала), изготовление лозунгов, плакатов к празднику, изготовление значков и др. Подготовительная работа включала и задание на дом: «Поговорить с мамой, в чем ей можно помочь (мыть посуду, подметать пол, выполнять небольшие поручения)», «Договориться с братьями и сёстрами для организации помощи мамы», «Составить список дежурных из членов семьи» и др.

Праздник 8 Марта, в отличие от других праздников революционного быта, существует и сегодня. Он постепенно трансформировался из Дня работницы в Международный женский день - Женский день - Праздник мам; изменились основные символы праздника («красная косынка» - «веточка мимозы»), но не потерялась основная методическая конструкция проведения (подготовка музыкальных номеров, стихов, выставка работ, подарки мамам, праздничное шествие и др.).

Праздник 8 Марта, в отличие от других праздников революционного быта, существует и сегодня. Он постепенно трансформировался из Дня работницы в Международный женский день - Женский день - Праздник мам; изменились основные символы праздника («красная косынка» - «веточка мимозы»), но не потерялась основная методическая конструкция проведения (подготовка музыкальных номеров, стихов, выставка работ, подарки мамам, и др.). Дети рассказывали стихи и пели песни о мамах, бабушках, сестрах, а затем мальчики поздравляли девочек, смущенно и неловко всовывая им в руки самодельный бумажный цветочек или открытку – это было так трогательно! Заканчивался утренник вручением подарков мамам и бабушкам, которые старались непременно прийти на этот праздник.

Прочитано 139 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top