Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
- владение речью как средством общения и культуры,
- обогащение активного словаря,
- развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи,
- развитие речевого творчества,
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Условия речевого развития:
- Владение педагогом правильной литературной речи, для овладение детьми грамматическим строем речи.
- Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
- Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.
Также для развития речи используются разнообразные средства:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Основными направлениями работы воспитателя ДО является:
- Подготовка дошкольников к обучению грамоте.
- Развитие словаря.
- Развитие связной речи.
- Формирование грамматического строя.
- Воспитание звуковой культуры, любви и интересу к художественному слову.
В практике по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные:
- Чтение и рассказывание художественных произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ;
- Обобщающая беседа;
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
- Дидактические игры;
- Игры-драматизации;
- Инсценировки;
- Дидактические упражнения;
- Хороводные игры.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности:
- Игровая
- Экспериментальная
- Исследовательская
- Изобразительная
- Трудовая
- Бытовая.
Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:
1. Пропедевтическая работа (т.е. предварительная работа) с младшими дошкольниками по введению в грамоту. Первым направлением работы стало развитие возможностей детей в звуковой культуре речи. Второе направление работы с детьми младшей группы - это развитие возможности управлять своими руками и пальцами.
2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты. Этот период охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную.
Таким образом, дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.