Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Пятница, 22 марта 2024 10:02

Развитие речи дошкольников Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

 Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

 Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное положение в детском сообществе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной,грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Условия речевого развития: 

  • Владение педагогом правильной литературной речи, для овладение детьми грамматическим строем речи.
  • Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
  • Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.

Также для развития речи используются разнообразные средства:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда, речь воспитателя;
  • художественная литература;
  • различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

          Основными направлениями работы воспитателя ДО является:

  • Подготовка дошкольников к обучению грамоте.
  • Развитие словаря.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование грамматического строя.
  • Воспитание звуковой культуры, любви и интересу к художественному слову.

  В практике по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные:

  • Чтение и рассказывание художественных произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ;
  • Обобщающая беседа;
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

  • Дидактические игры;
  • Игры-драматизации;
  • Инсценировки;
  • Дидактические упражнения;
  • Хороводные игры.

  Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности:

  • Игровая
  • Экспериментальная
  • Исследовательская
  • Изобразительная
  • Трудовая
  • Бытовая.

Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:

1. Пропедевтическая работа (т.е. предварительная работа) с младшими дошкольниками по введению в грамоту. Первым направлением работы стало развитие возможностей детей в звуковой культуре речи. Второе направление работы с детьми младшей группы - это развитие возможности управлять своими руками и пальцами.

2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты. Этот период охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную.

Таким образом, дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Прочитано 121 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top