Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Пятница, 22 марта 2024 10:09

Проект как метод познания Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

 

 

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена ФГОС ДО. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

«Дети дошкольного возраста, организованные во временные коллективы для решения конкретной задачи или составления проекта, переключающиеся с работы в группе на индивидуальную и самостоятельную работу» - таковы, с точки зрения Н.Е. Вераксы, некоторые признаки современного ДОУ, в котором педагог будет стремиться организовать для детей такую атмосферу обучения, в которой бы они полнее раскрыли свой внутренний мир в процессе общения с друг другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества, достигали успеха и чувствовали себя комфортно рядом друг с другом.

Главные идеи метода проекта для дошкольного образования:

Быть вместе ОТ формулирования идеи и выбора содержания проекта; планирования проекта; выбора места и роли в выполнении общего плана (индивидуального, в партнерстве или в команде); активного действия по своему собственному плану, в своем темпе, в своей логике;

ДО привлечения нужных ресурсов (материалов, технических средств, источников знаний и умений); анализа, коррекции и оценки результатов; осмысления и применения

Кто вместе с кем? Дети, воспитатели, специалисты детского сада, родители. А так же сотрудники и ресурсы культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных учреждений, социального окружения

 

  

Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.   Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться, пока: - у детей сохраняется интерес к выбранной тематике; - взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами. Одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро. Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Увлечь ребенка проектированием способен только воспитатель, успешно освоивший метод проектов как технологию, представляющую собой деятельность, связанную с умением самоорганизовывать профессиональное пространство.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил воспитатель. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д.  Ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Организация проектной деятельности детей предполагает не только опору на развитие познавательных способностей дошкольников, которые построены на наглядных образных средствах, но и перевод анализируемых ситуаций в речевой план. Однако роль речи в познавательной деятельности детей многоаспектна.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы - строящийся по соседству дом, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближающийся праздник. Реализация проектной деятельности детей дошкольного возраста предусматривает совершенствование позиции педагога. Из носителя готовых знаний он трансформируется в сопровождающего познавательной исследовательской деятельности своих воспитанников, что влечет улучшение психологического климата в группе в целом, создает условия для творческого развития каждого ребенка дошкольного возраста

Важнейший результат - рост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности (при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов).

  

 

 

Прочитано 87 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top