Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают,
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все неожиданное, новое.
Это типичные черты одаренных детей.
Одаренные дети особая психологическая реальность, где OT возрастного, индивидуальное еще недостаточно отдельно необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.
Сталкиваясь с одаренностью детей, многие не знают, что делать, чтобы развить заложенные в ребенке данные. Одаренность — это очень тонкая грань, здесь важно не переусердствовать и, в тоже время, дать все возможное. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.
Самое главное в отношении к одаренным детям выработать правильную стратегию понимания уникальности ребенка. Если одаренность ребенка принята и понята правильно, то в наших возможностях развить данные, заложенные природой. Начать лучше с психологического тестирования. Такое тестирование поможет выявить те способности и таланты, которые наиболее ярко выражены у ребенка. И будет проще, в каком направлении нужно работать. Добьется ребенок успехов в рисовании, науке или спорте? Чему нужно уделять больше занятий, а что ребенку никак не дается?
Одаренных как детей, правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало OT любопытства.
Любопытство жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. А дети, по природе своей исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.
Любознательность, образно говоря, следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей так же отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Одаренные дети нуждаются в правильной и богатой предметно пространственной среде, в создании атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
К одаренному ребенку нужен индивидуальный подход. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего воспитателя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.
Нет необходимости говорить о важности включения родителей в жизнь детского сада. С какой же гордостью дети несут свои грамоты домой, а родители показывают их родным и близким. «Мой ребёнок успешный». Это та мысль, та программа, жизненная установка, которую
родители постараются вложить в сознание ребёнка. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.
Всё выше изложенное определяет социальный заказ системе образования: подготовка творчески активной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных ситуациях, достойно представлять страну на международной арене. Следовательно, уже теперь дети, имеющие особые способности к различным видам творчества, должны рассматриваться как национальное достояние, должны быть центре специальных B педагогических и социальных программ, так как именно с ними общество связывает надежды на будущее процветание.