Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Вторник, 23 апреля 2024 09:44

Способности, талант или одаренность? Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

Все дети талантливы, и это неоспоримый факт. Только посмотрите, как активно они осваивают мир, как усердно учатся ходить, общаться, как стремятся реализовать себя в полной мере! Конечно, очень многое зависит от того, как воспринимают их усилия взрослые: равнодушие к успехам и маленьким достижениям ребенка может со временем приучить и его самого безразлично относиться к окружающему миру. Задача взрослых присматриваться внимательно к ребенку, расширять область его компетентности, давая возможность попробовать свои силы в разных областях. Тем не менее, есть дети, которые относятся к категории особо одаренных, отличающиеся необыкновенными способностями и проявляющие их уже с раннего детства. Определенного стандарта одаренности не существует нет такого метода измерения способностей, который однозначно отнес бы конкретного ребенка к одаренным или исключил его из их числа. К тому же, одаренность может проявляться в самых разных областях. Это могут быть особые интеллектуальные способности или специфические способности к обучению, могут быть способности социальные или психомоторные, особое творческое мышление, наконец, самые заметные способности к музыке или изобразительному искусству. Одаренность может быть, как частной, ярко проявляющей в одной области, так и общей, когда неординарные способности ребенка проявляются и в науке, и в искусстве, и в сфере общения.

Чем же отличается такой малыш? Прежде всего, он очень активен и любопытен, его жажда познания не имеет границ: вопросы зреют в его голове, как ягоды крыжовника в июле, он видит проблему там, где не видит порой и взрослый, а потому отвечать на его вопросы непросто.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают,
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
  • очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все неожиданное, новое.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренные дети особая психологическая реальность, где OT возрастного, индивидуальное еще недостаточно отдельно необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них.

Сталкиваясь с одаренностью детей, многие не знают, что делать, чтобы развить заложенные в ребенке данные. Одаренность — это очень тонкая грань, здесь важно не переусердствовать и, в тоже время, дать все возможное. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы.

Самое главное в отношении к одаренным детям выработать правильную стратегию понимания уникальности ребенка. Если одаренность ребенка принята и понята правильно, то в наших возможностях развить данные, заложенные природой. Начать лучше с психологического тестирования. Такое тестирование поможет выявить те способности и таланты, которые наиболее ярко выражены у ребенка. И будет проще, в каком направлении нужно работать. Добьется ребенок успехов в рисовании, науке или спорте? Чему нужно уделять больше занятий, а что ребенку никак не дается?

Одаренных как детей, правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало OT любопытства.

Любопытство жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. А дети, по природе своей исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Любознательность, образно говоря, следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей так же отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Одаренные дети нуждаются в правильной и богатой предметно пространственной среде, в создании атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

К одаренному ребенку нужен индивидуальный подход. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего воспитателя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Нет необходимости говорить о важности включения родителей в жизнь детского сада. С какой же гордостью дети несут свои грамоты домой, а родители показывают их родным и близким. «Мой ребёнок успешный». Это та мысль, та программа, жизненная установка, которую

родители постараются вложить в сознание ребёнка. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.

Всё выше изложенное определяет социальный заказ системе образования: подготовка творчески активной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных ситуациях, достойно представлять страну на международной арене. Следовательно, уже теперь дети, имеющие особые способности к различным видам творчества, должны рассматриваться как национальное достояние, должны быть центре специальных B педагогических и социальных программ, так как именно с ними общество связывает надежды на будущее процветание.

Прочитано 47 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top