Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
Среда, 22 мая 2024 10:16

Основные принципы, направления и формы организации совместной работы с родителями Избранное

Оцените материал
(1 Голосовать)

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей. Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.

Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребёнка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Преемственность согласованных действий.
  • Индивидуальный подход к каждой семье.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Тщательная подготовка к каждому мероприятию.
  • Динамичность.

Направления работы с родителями

Направление

Цель направления

Познавательное

направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Информационно-аналитическое направление

направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Наглядно-информационное направление

даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме

Досуговое направление

призвано устанавливать тёплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.   Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы работы с родителями

Традиционные формы

Содержание

Коллективные

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы

Индивидуальные

педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу

Наглядно-информационные

записи на аудио и видео носители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. 

Нетрадиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы

Содержание

Задача

Информационно-аналитические

социологические срезы, опросы, «почтовый ящик»

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информаци

Досуговые

совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

Познавательные

собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики

ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков 

Наглядно-информационные

информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др.

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта о формах работы с родителями можно говорить много.

Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении.

Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Использование  разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Прочитано 789 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top