Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта.
Формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребёнка должно строиться на следующих принципах взаимодействия ДОУ с родителями:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Преемственность согласованных действий.
- Индивидуальный подход к каждой семье.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Тщательная подготовка к каждому мероприятию.
- Динамичность.
Направления работы с родителями
Направление |
Цель направления |
|
Познавательное |
направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста |
|
Информационно-аналитическое направление |
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
|
Наглядно-информационное направление |
даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме |
|
Досуговое направление |
призвано устанавливать тёплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми |
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы работы с родителями
Традиционные формы |
Содержание |
Коллективные |
групповые родительские собрания, конференции, круглые столы |
Индивидуальные |
педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу |
Наглядно-информационные |
записи на аудио и видео носители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки |
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Нетрадиционные формы |
Содержание |
Задача |
Информационно-аналитические |
социологические срезы, опросы, «почтовый ящик» |
установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информаци |
Досуговые |
совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия |
установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми |
Познавательные |
собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики |
ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков |
Наглядно-информационные |
информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др. |
ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения |
В настоящее время педагоги все больше обращаются к новым нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы понимаем, что мероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работы с родителями и не имеют положительного эффекта о формах работы с родителями можно говорить много.
Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении.
Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.