Первое направление |
целенаправленное формирование педагогического коллектива |
В основе этого вида деятельности лежит принцип оптимизации состава коллектива — его возрастного состава, соотношения социальных ролей. Чем более разнообразен педагогический коллектив с точки зрения характера и темперамента работников, их профессиональных интересов и хобби, тем больше возможностей для позитивного развития образовательного учреждения и эффективного решения образовательных задач он в себе заключает. Однако разнообразие состава педагогического коллектива не означает «разнобоя» в целях его функционирования и развития. Педагогический коллектив представляет собой систему, и с этой точки зрения главным его свойством выступает целостность. |
Второе направление |
развитие коллектива |
При работе по развитию коллектива руководителю необходимо соблюдать ряд условий, соблюдение которых позволит сохранить позитивную динамику в развитии коллектива: организация перспективных устремлений членов коллектива, постановка перед ними стратегических и тактических задач; осуществление руководства коллективом на основе принципа параллельного действия (А. С. Макаренко), когда воздействие осуществляется не на каждого члена коллектива, а опосредованно, через коллектив; сочетание работы в формальных (например, методические объединения учителей) и функциональных группах; «открытость» педагогического коллектива, его связь с другими коллективами и социокультурной средой. |
Третье направление |
создание благоприятного психологического климата в коллективе |
Деятельность руководителя по созданию благоприятного психологического климата предполагает: формирование у членов педагогического коллектива гуманистических установок по отношению друг к другу. становление ценностного отношения к педагогическому труду во всех его проявлениях и — шире — к труду вообще; формирование у педагогов, сотрудников, всех членов сообщества умения гармонично сочетать свои интересы с интересами коллектива. |
Четвертое направление |
создание и поддержание комфортных материальных и организационных условий деятельности членов педагогического сообщества |
Результатом деятельности руководителя в этом направлении становится создание особой предметно-пространственной (внутреннее архитектурно-планировочное решение помещений, их обустройство и оформление на уровне современной культуры, санитарно-гигиеническое состояние) и информационной (наличие необходимой литературы, условий для использования новых информационных технологий, доступ к нормативным документам и пр.) среды образовательного учреждения. От характера этой среды, от степени соответствия ее современной культуре во многом зависит результативность деятельности образовательного учреждения педагогов, сотрудников, |
Пятое направление |
подготовка коллектива к введению инноваций. |
При введении инноваций от руководителя, по мнению А. М. Моисеева, требуется: разъяснить педагогам психологические (большие возможности для проявления самостоятельности, творчества, профессионального и личностного саморазвития) и материальные преимущества работы по-новому; выявить и учесть вероятных и явных противников нововведений (если таковые имеются), понять их мотивы и возможные последствия противодействия, разработать и заблаговременно принять меры предотвращения и разрешения возможных конфликтов; разработать концепцию и программу введения нового содержания образования и соответствующих ему технологий. подготовить и провести обсуждение намеченных нововведений в коллективе педагогов, в среде родителей |
Шестое направление |
обеспечение мер социальной защиты педагогов и сотрудников |
Социальная защита и ответственность организации за обеспечение безопасности жизни, здоровья, максимально комфортных условий труда и жизни работников признается в современной теории управления одним из приоритетных направлений в деятельности руководителя. |
Седьмое направление |
создание условий для повышения квалификации, переобучения, самообразования педагогов и сотрудников. |
Одной из важнейших проблем в современной теории управления образовательными системами является проблема руководства поликультурным (многонациональным, поликонфессиональным) педагогическим коллективом. Для этого рекомендуется: изучать особенности представителей разных культур, входящих в педагогический коллектив, применяя методики специальных этнопсихологических и социологических исследований, и анализировать характер отношений между ними; ориентировать педагогический коллектив на общие ценности и цели совместной деятельности в сфере образования; не допускать предвзятости в отношении представителей отдельных культур — режим работы, основные требования делового этикета, критерии оценки деятельности должны быть одинаковыми для всех; проявлять чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных культур; учитывать культурные различия при распределении поручений в педагогическом коллективе; максимально использовать потенциал каждой культуры, руководствуясь принципом взаимодополнительности (разные культуры дополняют друг друга в том или ином виде деятельности); формировать в коллективе и демонстрировать самому культуру межнационального общения; предотвращать конфликты на национальной почве. |