Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Новости для учителей географии

Новости для учителей географии

Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО,  центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом  воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».

Далее работа была продолжена в педагогических секциях.

Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы:  Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи».  Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. -  «Формирование экопривычек».

Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по  особенностям организации обучения биологии  в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.

Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель  географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В.,  ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории  СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы  МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.

Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности.  Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.

Проблемное поле:

В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом  воспитании участников образовательного процесса.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО,  центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом  воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».

Далее работа была продолжена в педагогических секциях.

Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы:  Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи».  Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. -  «Формирование экопривычек».

Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по  особенностям организации обучения биологии  в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.

Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель  географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В.,  ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории  СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы  МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.

Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности.  Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.

Проблемное поле:

В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом  воспитании участников образовательного процесса.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ проводилась 28 сентября 2024 года на о. Юность – о. Конный. Несмотря на промозглую холодную погоду, в игре приняли участие практически все заявленные участники из 22 образовательных организаций, представивших 36 команд (95 участников и 30 руководителей команд). 18 образовательных организаций представили 25 команд обучающихся 9-11 классов (82 участника): МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 4, 10 (2 команды), 14, 23 (2 команды), 27, 32, 35, 36, 42, 65, 67, Гимназия № 3, Гимназия № 44; МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, СОШ № 69, Гимназия № 2, Лицей ИГУ; РЖД Лицей № 14. 9 образовательных организаций представили 9 команд молодых педагогов (25 участников):  МБОУ СОШ №№ 4, 15, 21, 32, 35, 65; 67, школа-интернат № 13, МБДОУ д/с № 77. Всего в квест-игре участвовали 192 человека, включая дежурного врача, педагогов-экспертов (17 человек) и судей студентов на 12 этапах (50 человек).

Игра «Вслед за Солнцем» является проектом, призванным стимулировать активное краеведение в Иркутске. Идея данного проекта принадлежит МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» и Иркутской городской общественной организации «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс» с 2013 года, а с 2015 года - кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ.

Итоги квест-игры. Среди команд обучающихся 9-11классов: победитель - 1 команда (3 участника) СОШ № 32 (11 класс); призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 67, Гимназия № 2; лауреаты – 5 команд (15 участников) РЖД Лицей №14, Гимназия № 44, Лицей ИГУ, СОШ № 63, СОШ № 14. Среди команд молодых педагогов:  победитель – 1 команда (2 участника) СОШ № 32; призёры – 2 команды  (6 участников) СОШ № 65, СОШ № 35; лауреаты – 5 команд (14 участников) СОШ №№ 67, 4, 21, детский сад № 77, школа-интернат №13. Участники XI командной интерактивной квест-игры «Вслед за Солнцем» среди обучающихся 9-11 классов и молодых педагогов награждены дипломами победителей, призеров и лауреатов. Победители и призёры награждены подарками от Сибирского отделения «Русского географического общества».

Участники игры выражают благодарность Корытному Леониду Маркусовичу - Председателю Иркутского областного отделения Русского географического общества, доктору географических наук, профессору, главному научному сотруднику Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук за поддержку данного многолетнего проекта, а также организаторам штаба и разработчикам заданий – кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики» ПИ ИГУ, в лице заведующей кафедрой, кандидату географических наук Роговской Наталье Владимировне, руководителю Молодежного клуба РГО «Портулан» старшему преподавателю Хаминой Наталье Владимировне, старшему преподавателю Тюньковой Ирине Анатольевне, кандидату географических наук Ипполитовой Нине Александровне.

Надеемся, что квест-игра «Вслед за Солнцем» активизирует интерес школьников к изучению географии Иркутской области, краеведения нашего родного города Иркутска и Иркутской области.

Общий рейтинг участников XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ дан во вложении.

 

Августовское  педагогическое  совещание  –  2024 учителей географии        
«Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования»  состоялось 26.08.2024 г. в ПИ ИГУ. Количество участников – 63 человека. Председатель и  члены ГМС учителей географии Ильина  Татьяна Юрьевна, учитель географии СОШ №11, Тазентинова Галина Викторовна, учитель географии, СОШ №65 представили итоги работы 2023-2024 учебного года, результаты итоговой аттестации, цель, задачи и перспективное планирование на  2024-2025 учебный год, Сидорчук Людмила Олеговна, учитель географии ЦО №47 доложила о подготовке и участии пятерых участников г. Иркутска в заключительном этапе по географии, Сурова Виктория Юрьевна, учитель географии лицея №3 продемонстрировала сравнение традиционного и инновационного подхода к построению процесса обучения на уроках географии.            

Ключевым моментом совещания было представление концепции развития обновлённого курса «География родного края Иркутской области».

В резолюции августовского совещания учителей географии принято решение:

1. Одобрить разработку проекта учебно-методического комплекса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы, атлас, контурные карты, методическое пособие для учителя) курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального инновационного компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС. Авторский состав: Роговская Наталья Владимировна к.г.н., зав. кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Ипполитова Нина Александровна, к.г.н., доцент кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Хамина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Фирсова Светлана Викторовна,  ведущий специалист кафедры социально-гуманитарных дисциплин (СГД) ГАУ ДПО ИРО; Реутова Надежда Александровна, почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель географии ВКК ГБУ ИО «Иркутский кадетский корпус им. П.А. Скороходова».

2. Учителям географии и администрации образовательных организаций города Иркутска поддержать инициативу по апробации УМК курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС.

3. Содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 кл. и «География родного края Иркутской области» для 8-9 кл.

4. Продолжать формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». и лучших методических разработок педагогов муниципального конкурса «Природа – бесценный дар, один на всех».

6. Совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по географии.

7. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по географии для талантливых школьников, при подготовке которых необходимо выстроить программу, осуществляемую на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.  Продолжать работу «Зимней школы по географии» для подготовки учащихся к региональному этапу ВсОШ.

8. Содействовать выполнению запланированных мероприятий в течение 2024-2025 учебного года.

9. Работу городского методического совета учителей географии в период 2023-2024 учебного года признать удовлетворительной.

В сборник вошли методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение  инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС, представленные на:

- конкурс методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех»,

- НПК «Созвездия Байкала»;

- митап - конференцию «Образование для устойчивого развития: взаимодействие, сотрудничество, инновации»;

- методических семинарах в 2019-2021 гг.

Все мероприятия проведены рамках XII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2020» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-973/9 от 18.09.2019) и XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2021» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-571/20 от 18.09.2020).

Материалы методических разработок воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ.

Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника вошли методические разработки уроков и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образовательния, во вторую часть включены внеклассные мероприятия, дополнительное образование и программы по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС.

Методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС даны во вложении.

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность.  В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях:  обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической

среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Полная структура Методические рекомендации по изучению предмета «География» в общеобразовательных учреждениях города Иркутска даны во Вложении

Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» для учителей образовательных организаций города Иркутска  впервые был проведён с 15 сентября по 10 октября 2023 г., в котором приняли участие 12 педагогов. 10 октября в Доме учителя состоялся финальный этап – «Профессиональный разговор», где учителя аргументировано высказывались по актуальным проблемам современного образования:

- Какие проблемы современной школы волнуют Вас больше всего.

- Почему сегодня важно воспитывать гармонично развитию, социально-ответственную личность.

- Как Вы относитесь к поддержке самоорганизации школьников.

- Как выстроить с родителями продуктивную коммуникацию.

- Какие деловые качества современного учителя Вы бы назвали главными.

- Какие свойства личности современного учителя особенно важны.

- В чем заключается профессиональное мастерство современного учителя.

            Но, прежде чем попасть на финальный этап, конкурсанты представляли свои достижения за последние 3 года работы в школе: проводимые ими мероприятия для учащихся и педагогов, свой личный профессиональный педагогический опыт, транслируемый на различных уровнях – от школьного, до федерального и международного. Эксперты оценивали запись видеоурока, отвечающего требованиям обновленного ФГОС и самоанализ учителя.

            По мнению авторитетного состава экспертной группы, все финалисты проявили педагогическую компетентность, профессионализм и эрудицию, искреннюю увлечённость в свое важнейшее учительское призвание, умение находить оптимальный выход из сложных психолого-педагогических ситуаций.

            Торжественное подведение итогов и награждение участников I муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» состоится 1 ноября 2023 г. в 10:00, в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 на междисциплинарном интегрированном семинаре-стажировке «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива  экологического образования в условиях реализации обновлённых ФГОС» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, молодых педагогов, а также педагогов дополнительного и дошкольного образования.

Рейтинг итогов участников муниципального профессионального конкурса по номинациям «Лучший учитель биологии – 2023», «Лучший учитель географии – 2023», «Лучший учитель, экологии и байкаловедения – 2023» дан во вложении.

Муниципальный профессиональный конкурс для учителей биологии, географии, экологии и байкаловедения образовательных организаций города Иркутска
«Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023».

Организация проведения конкурса осуществляется МКУ г. Иркутска «ИМЦРО».

              Цель Конкурса:

 - выявление талантливых педагогов, поддержка педагогических инициатив и их поощрение;

- повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.

Формат проведения конкурса заочный и очный.

  Сроки проведения конкурса 15 сентября 2023г. – 10 октября 2023г.

             Номинации конкурса:

  • «Учитель биологии»;
  • «Учитель географии»;
  • «Учитель экологии и байкаловедения».

Участники Конкурса регистрируются на сайте МКУ «ИМЦРО» по ссылке:  https://forms.yandex.ru/cloud/64ffc0cd90fa7bd1f7901959/

В заочной форме с 25 по 29 сентября 2023 г. конкурсанты готовят урок, отвечающий требованиям обновленного содержания ФГОС. По составленному плану учебного занятия конкурсант проводит урок. На экспертизу в электронном виде по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. должны быть представлены:

- конспект урока (либо технологическая карта, либо сценарий);

- видеозапись урока;

- самоанализ урока.

Класс и тему урока участники определяют самостоятельно.

Экспертная комиссия Конкурса осуществляет оценку представленных материалов      с 1 по 5 октября 2023 г.

Заключительный этап «Профессиональный разговор» проводится очно               10 октября 2023 г.

Экспертная комиссия оценивает мастерство конкурсантов в соответствии с критериями Положения.

Положение конкурса дано во вложении.

X интерактивная краеведческая квест-игра «Вслед за Солнцем» проводится МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» совместно с МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», кафедрой географии,  БЖД и методики ПИ ИГУ, молодёжным клубом РГО «Портулан», Иркутской общественной организацией «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс».

     Цель: развитие интеллектуального потенциала школьников и молодых педагогов в области экологического и географического образования, повышения интереса к изучению активного краеведения.

     Задачи:

- формирование навыков экологического мировоззрения,

- повышение интереса к активным формам краеведения.

   Время проведения:  23 сентября 2023 г., с 10:00 до 14:00.

   Место проведения: остров Юность – остров Конный.

   В Игре принимают участие зарегистрировавшиеся команды обучающихся 9-11 классов (состав: 3 обучающихся и руководитель со спортивной подготовкой) и команды молодых педагогов (состав: 3 молодых педагога от 0 до 3-х лет работы в образовательной организации).

            К участию в Игре допускаются команды участников, прошедшие регистрацию  до 19 сентября 2023 г. по ссылкам:

- для обучающихся:   https://forms.yandex.ru/cloud/63154b14d8e8d7eabdec1447/

- для молодых педагогов:  https://forms.yandex.ru/cloud/621c7007ae681130ead6ac84/

            Положение дано во вложении.

X интерактивная краеведческая квест-игра «Вслед за Солнцем» проводится МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» совместно с МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», кафедрой географии,  БЖД и методики ПИ ИГУ, молодёжным клубом РГО «Портулан», Иркутской общественной организацией «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс».

     Цель: развитие интеллектуального потенциала школьников и молодых педагогов в области экологического и географического образования, повышения интереса к изучению активного краеведения.

     Задачи:

- формирование навыков экологического мировоззрения,

- повышение интереса к активным формам краеведения.

   Время проведения:  23 сентября 2023 г., с 10:00 до 14:00.

   Место проведения: остров Юность – остров Конный.

   В Игре принимают участие зарегистрировавшиеся команды обучающихся 9-11 классов (состав: 3 обучающихся и руководитель со спортивной подготовкой) и команды молодых педагогов (состав: 3 молодых педагога от 0 до 3-х лет работы в образовательной организации).

            К участию в Игре допускаются команды участников, прошедшие регистрацию  до 19 сентября 2023 г. по ссылкам:

- для обучающихся:   https://forms.yandex.ru/cloud/63154b14d8e8d7eabdec1447/

- для молодых педагогов:  https://forms.yandex.ru/cloud/621c7007ae681130ead6ac84/

            

Положение и итоги X интерактивная краеведческой командной квест-игры «Вслед за Солнцем» для молодых педагогов и обучающихся 9-11 классов, посвящённой Году педагога и наставника даны во вложении.

Организация и проведение XVI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2024» для обучающихся и педагогов.

Организаторы Марафона:

- муниципальное казённое учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (МКУ «ИМЦРО»);

- муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества» (МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»)

                     Марафон включает организацию и проведение методических семинаров, научно-практических конференций, квестов, конкурсов, фестивалей и т.д.

Цель – развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.

Задачи:

  • повышение интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения, естествознания, окружающего мира, экологического краеведения;
  • развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.

Партнёры марафона:

  • Байкальский музей иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (Байкальский музей ИНЦ СО РАН);
  • институт географии им. С.Б. Сочавы Сибирского отделения Русского географического общества (институт географии им. С.Б. Сочавы СО РГО);
  • Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области;
  • Министерство лесного комплекса Иркутской области;
  • кафедра общей биологии и экологии Института управления природными ресурсами, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского (кафедра общей биологии и экологии ИУПР, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО ИГАУ имени А.А. Ежевского);
  • биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета (биолого-почвенный факультет ИГУ);
  • географический факультет Иркутского государственного университета (географический факультет ИГУ),
  • кафедра естественнонаучных дисциплин Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра естественнонаучных дисциплин ПИ ИГУ);
  • кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра географии, БЖД и методики ПИ ИГУ);
  • отдел экологического просвещения Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Прибайкалье» (ОЭП ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»);
  • иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»;
  • иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» (ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть»);
  • областная государственная универсальная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского (ОГУН библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского);
  • государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО);
  • Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
  • Комитет городского обустройства администрация города Иркутска;
  • молодежный клуб Русского географического общества «Портулан» (молодежный клуб РГО «Портулан»);
  • иркутская общественная организация «Краеведческий клуб “Иркутск – Форт Росс”» (Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс»);
  • Байкальский фонд «Подари Планете Жизнь» (БФ «Подари Планете Жизнь»);
  • иркутская региональная общественная организация «Мой Байкал» (ИРОО «Мой Байкал»);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Детская школа искусств № 5» (МБОУ ДО г. Иркутска ДШИ № 5);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Детская школа искусств № 8» (МБОУ ДО г. Иркутска ДШИ № 8);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Центр детского творчества «Октябрьский» (МБОУ ДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский»);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества № 2» города Иркутска (МБОУ ДО ДДТ № 2 г. Иркутска);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дом детского творчества № 5» (МБОУДО г. Иркутска ДДТ № 5);
  • муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Детская художественная школа № 4» (МБОУ ДО г. Иркутска ДХШ № 4).

В состав экспертного совета Марафона приглашаются научные работники, методисты и высококвалифицированные педагоги образовательных организаций города Иркутска.

Положение и план организации и проведения мероприятий XVI городского интеллектуально-познавательного марафона даны во вложении.

Августовская встреча учителей биологии, экологии, географии и байкаловедения по теме «Педагог и наставник - основа успешного будущего. Стратегические общенациональные приоритеты: ориентиры устойчивого развития муниципальной системы образования» впервые проведена в формате выездной сессии в Байкальском музее СО РАН, на которой присутствовало 60 педагогов. Комфортабельный экскурсионный автобус утром 25 августа 2023 г. за час доставил нас к музею в Листвянке, где все расположились в уютном конференц-зале.

Открыл августовскую педагогическую встречу поздравлением с началом учебного года Купчинский Александр Борисович, к.б.н., директор Байкальского музея СО РАН.

В приветственном слове Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., зав. сектором музееведения, руководитель Экологического образовательного центра Байкальского музея Иркутского научного центра подчеркнула важность проекта курса по байкаловедению для жителей всего байкальского региона. Никулина Наталья Александровна, д.б.н., профессор кафедры общей биологии и экологии Института управления природными ресурсами, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО ИГАУ имени А.А. Ежевского продемонстрировала сборник учебно-методического пособия «Особенности преподавания курса «Байкаловедение», составленный по материалам конференции региональной методической школы (28.03.2023)  «Региональный проект «Байкаловедение»: опыт и перспективы» (УДК 556.55(282.256.34), ББК 26.222.6р,  ISBN 978-5-907596-87-0), в котором представлены результаты исследований педагогов и ученых. В сборнике рассмотрены теоретические и практические аспекты преподавания курса «Байкаловедение» в образовательных организациях, современные подходы к мотивации школьников к обучению и приобретению новых компетентностей в практической деятельности, связанной с естественными науками и охраной природы. Учебно-методическое пособие предназначено учителям биологии, географии, экологию и байкаловедения. Планируется дальнейшее продвижение инновационного проекта курса «Байкаловедение», с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) и развитие проекта «Экопрактикум на Байкале», с включением лекций научных сотрудников  в очном и он-лайн режимах. Также необходимо развивать направление «Образование для устойчивого развития и ресурсосберегающее поведение». Находить материальные возможности для оздоровления, воспитания и обучения детей на эколого-краеведческих практикумах и экспедициях.

            Затем все присутствующие разделились на две секции: биологии и географии, на которых председатели и члены ГМС доложили об итогах работы за прошедший 2022-2023 учебный год, определили перспективное планирование, цель и задачи на предстоящий учебный  год. Состоялось обсуждение проблемных вопросов деятельности, которые были зафиксированы в резолюции августовской встречи.

МКУ «ИМЦРО» г. Иркутска 15-тый год подряд реализует муниципальный проект экологического интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала», разрабатываемый методистами МКУ «ИМЦРО», членами ГМС  и педагогами на период учебного года в рамках социального партнерства. Накоплен значительный объем аналитического обобщающего материала; осуществляется организационно-методическое сопровождение молодых педагогов образовательных организаций.

Проведено 11 методических мероприятий,  охвативших более 600 педагогов и 4 мероприятия, в которых участвовали более 1000 школьников и более 400 педагогов.

Продолжается дальнейшая реализация работы муниципальной проблемной творческой группы (МПТГ) по апробации УМК курса «Байкаловедение» в 5-7 классах, с внедрением цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как регионального компонента естественнонаучной области. Участники МПТГ «Байкаловедение» 49 образовательных организаций г. Иркутска, что составляет 60% от общего количества (79), около 7000 обучающихся 5-7 классов, 77 педагогов. Всего за период 2019-2023 учебного года обучились байкаловедению более 21,5 тысяч школьников.

Продолжается дальнейшее развитие УМК курса «География Иркутской области для 8-9 классов как регионального компонента образования общественно-научной области знаний, в условиях реализации обновлённых ФГОС. В настоящее время данный курс ведется в 30 образовательных организаций г. Иркутска, что составляет 40% от общего количества (79). Необходимо продолжать работу по формированию УМК курса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, географический атлас, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации, ЭОР), с представлением на РУМО ГАУ ДПО ИРО. Таким образом, необходимо содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 классов и «География Иркутской области» для 8-9 классов».

Продолжается формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!», с публикацией на сайте МКУ  ИМЦРО и в региональной эколого-географической газете «Исток».

Необходимо совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по биологии, экологии, географии. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по  биологии, экологии, географии талантливых школьников, для которых при подготовке к олимпиадам необходимо выстроить индивидуальную траекторию персонально на каждого школьника, осуществляемую на трёх уровнях: школьном, муниципальном и региональном. Увеличить количество проводимых практических занятий на базе лабораторий вузов, т.к. школьная материально-техническая база недостаточно оснащённая. Продолжить работу «Зимней школы» для подготовки к региональному этапу олимпиад по биологии, экологии, географии.

Таким образом, говоря о перспективе развития системы экологического образования как педагогическом приоритете, очевидно, что в Иркутске сформировалась и продолжает развиваться целостная система непрерывного экологического образования, в которой особое место уделяется региональному компоненту, формирующему региональные ценностные ориентиры, связанные уникальной природой Прибайкалья и жемчужиной России, объектом Всемирного Природного Наследия – озером Байкал.

В завершении августовской встречи состоялась увлекательная познавательная экскурсия по Байкальскому музею.

Резолюция августовской встречи рвзмещена во вложении.

 

Страница 1 из 2
Top