Новости для учителей географии

Конкурс методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех» проводится муниципальным казённым учреждением города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования», совместно с муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества».
Целью данного конкурса является развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников, обобщения и популяризации передового педагогического опыта.
Задачи конкурса:
- содействие развитию интеллектуального потенциала участников, их нравственно-мировоззренческих и патриотических позиций;
- создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников, творческой самореализации и саморазвития;
- обобщение и популяризация передового педагогического опыта.
В конкурсе принимали участие педагогические работники образовательных организаций города Иркутска, Иркутской области и других городов России.
Конкурс проводился по основным направлениям с декабря 2024 года по май 2025 года:
- «Разработки уроков и внеклассных/внеурочных мероприятий по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».
- «Разработки программ дополнительного образования по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».
Требования к методическим разработкам уроков, внеклассных/внеурочных мероприятий и занятий с детьми дошкольного возраста по экологии, байкаловедению, окружающему миру биологии, географии, географии Иркутской области.
На конкурс методических разработок уроков, внеклассных / внеурочных мероприятий и занятий с детьми дошкольного возраста предоставляются: пояснительная записка (1-2 страницы); сценарий урока, либо технологическая карта (5-6 страниц); сценарий внеклассного / внеурочного мероприятия, занятия с детьми дошкольного возраста (до 10 страниц); приложения (до 5 страниц); рецензия, утверждённая на заседании МО образовательной организации на урок, занятие, внеклассное / внеурочное мероприятие.
В пояснительной записке к уроку, внеклассному / внеурочному мероприятию указывается предмет (метапредметы), тема, раздел программы, учебно-методический комплекс (ФИО автора (полностью), должность, место работы).
В сценарии описываются цель, дидактические задачи, этапы урока, технология, методы и приемы, применяемые на уроке (внеклассном/внеурочном мероприятии, занятии), формируемые УУД и ожидаемые результаты; используемое оборудование, цифровые образовательные ресурсы.
В приложениях к методическим разработкам уроков, внеклассных/внеурочных мероприятий, занятий могут размещаться: описание методики и технологии обучения; описание результативных современных приемов и методов информационно-коммуникативных технологий; методика оценки эффективности урока, внеклассного/внеурочного мероприятия, занятия.
Требования к методическим разработкам программ общего, дополнительного и дошкольного образования по экологии, байкаловедению, окружающему миру биологии, географии, географии Иркутской области.
Методическая разработка программы включает следующие разделы: пояснительная записка (1-2 страницы); планируемые результаты обучения; содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план; учебно-методическая и словарно-справочная литература для обеспечения курса (для педагога, для обучающихся); Интернет-ресурсы; приложения (до 5 страниц); рецензия на программу, , утверждённая на заседании МО образовательной организации на программу
В пояснительной записке к программе указываются цели и задачи курса, его актуальность и новизна. В приложениях к программам могут размещаться: описание современных приемов и методов образования; описание организации творческой деятельности обучающихся; описание педагогических идей и инициатив; материалы по методическому обеспечению педагогических образовательных технологий.
Работы могли быть выполнены как одним автором, так и группой авторов.
В качестве членов жюри конкурса приглашались научные работники, методисты МКУ «ИМЦРО», МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества», члены ГМС учителей биологии, экологии и географии, педагоги высшей квалификационной категории образовательных организаций города Иркутска. Конкурсные работы оценивались членами жюри в соответствии с критериями оценки, составлялся рейтинг, на основании которого определяются победители, призёры и лауреаты.
На протяжении ряда лет оргкомитет расширил границы конкурса методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех», включив в него все, проводимые в течение учебного года конкурсные методические мероприятия для педагогов, реализуемые по плану марафона «Созвездия Байкала». Таким образом, принятое решение дает возможность педагогам, активно участвующим в методических мероприятиях XVII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2025» быть оценёнными по достоинству.
Приказ МКУ г. Иркутска ИМЦРО «Об организации и проведении XVII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2025» от 02.-9.2024 № 42/3.
Приказ МКУ г. Иркутска ИМЦРО «О проведении конкурса методических разработок «Природа - бесценный дар, один на всех - 2025» от 06.12.2024 № 62/2.
Итог конкурса методических разработок «Природа - бесценный дар, один на всех - 2025» в 2024-2025 учебном году. Приняли участие: 320 педагогов, предоставившие 204 методические разработки по номинациям:
1. Современные педагогические технологии в экологическом воспитании:
- 62 педагога представили 42 работы, в т.ч. 40 победителей (25 работ), 22 призёра (17работ)
2. Экологическое воспитание младших школьников и дошкольников через деятельностный подход:
- 97 педагогов представили 50 работ, в т.ч. 71 победитель (36 работ), 26 призёров (14 работ)
3. Представление опыта работы педагогов:
- 76 педагогов представили 44 работы, в т.ч. 56 победителей (30 работ), 20 призёров (14 работ)
4. Мастер-классы педагогов:
- 44 педагога показали 36 мастер-классов, в т.ч. 28 победителей (23 мастер-класса),
16 призёров (13 мастер-классов)
5. Открытые уроки и внеурочные/внеклассные мероприятия:
- 41 педагог представили 31 урок, внеклассные/внеурочные мероприятия в т.ч.
32 победителя (22 ур./внекл./внеур. меропр.), 9 призёров (9 ур./внекл./внеур. меропр.)
Победители и призёры получают дипломы на адрес электронной почты, указанной при регистрации в течение июня. Итоги конкурса методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех – 2025» размещаются на сайте МКУ «ИМЦРО» (http://mc.eduirk.ru) в методическом пространстве «Экология / Байкаловедение»; «Новости для учителей биологии»; «Новости для учителей географии».
Итоговая таблица конкурса методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех - 2025», а также таблицы методических мероприятий марафона «Созвездия Байкала - 2025» по номинациям со списками и статусом участников даны во вложении
- +Итог Методразработки_2025.pdf (71 Скачиваний)
- +!Совр_педтехнологии_эковоспитания 2024-2025.pdf (45 Скачиваний)
- +!Список мастер_классы 2024-2025.pdf (69 Скачиваний)
- +!Список опыт работы 2024-2025.pdf (42 Скачиваний)
- +!Список открытых уроков внекл_меропр 2024-2025.pdf (39 Скачиваний)
- +!эковоспит_мл_школьн_дошкольн 2024-2025.pdf (54 Скачиваний)
21.12.2024 г. методистом ИМЦРО Аптекиной Л.А. дан урок открытия новых знаний по географии для обучающихся 6 класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 по теме «Атмосферное давление. Движение воздуха. Ветер», главной целью которого было формирование основ функциональной грамотности, а именно, убедиться в существовании атмосферного давления, его связи с ветром и научиться использовать полученные знания в жизни. Для реализации данной цели урок был сконструирован в форме малой научно-практической конференции, с поэтапным решением следующих задач: выяснения причины образования атмосферного давления; как и какими приборами его измеряют; выяснить причины образования ветра и его связи с атмосферным давлением; какие виды ветров существуют; как измеряют скорость и направление ветра; научиться приёмам построения «розы ветров» и определения главного направления и скорости ветра за определённый период (месяц, год). Ребята активно участвовали во всех этапах урока, устно решали географические задачи. Каждый правильный ответ поощрялся жетоном (1 балл). В процессе урока были продемонстрированы два видеоролика: «Атмосферное давление» и «Ветер». На этапе рефлексии ребята высказали свои мысли: как им в жизни необходимы будут полученные знания об атмосферном давлении, причинах образования ветра (бризов и муссонов), построения «розы ветров». По итогам работы на уроке многим обучающимся были выставлены отличные и хорошие отметки. На данном открытом уроке присутствовали: методист ИМЦРО, к.п.н. Самойличенко Н.В., председатель ГМС учителей географии Ильина Т.Ю., член ГМС учителей географии Тазентинова Г.В., учителя Парфёнова Е.В., Васкевич Т.А.
Технологическая карта урока дана во вложении.
- Урок_гео_6кл_атм_давл_ветер_21_12_2024.docx (514 Скачиваний)
Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО, центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».
Далее работа была продолжена в педагогических секциях.
Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы: Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи». Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. - «Формирование экопривычек».
Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по особенностям организации обучения биологии в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.
Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В., ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.
Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности. Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.
Проблемное поле:
В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом воспитании участников образовательного процесса.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО, центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».
Далее работа была продолжена в педагогических секциях.
Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы: Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи». Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. - «Формирование экопривычек».
Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по особенностям организации обучения биологии в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.
Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В., ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.
Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности. Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.
Проблемное поле:
В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом воспитании участников образовательного процесса.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ проводилась 28 сентября 2024 года на о. Юность – о. Конный. Несмотря на промозглую холодную погоду, в игре приняли участие практически все заявленные участники из 22 образовательных организаций, представивших 36 команд (95 участников и 30 руководителей команд). 18 образовательных организаций представили 25 команд обучающихся 9-11 классов (82 участника): МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 4, 10 (2 команды), 14, 23 (2 команды), 27, 32, 35, 36, 42, 65, 67, Гимназия № 3, Гимназия № 44; МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, СОШ № 69, Гимназия № 2, Лицей ИГУ; РЖД Лицей № 14. 9 образовательных организаций представили 9 команд молодых педагогов (25 участников): МБОУ СОШ №№ 4, 15, 21, 32, 35, 65; 67, школа-интернат № 13, МБДОУ д/с № 77. Всего в квест-игре участвовали 192 человека, включая дежурного врача, педагогов-экспертов (17 человек) и судей студентов на 12 этапах (50 человек).
Игра «Вслед за Солнцем» является проектом, призванным стимулировать активное краеведение в Иркутске. Идея данного проекта принадлежит МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» и Иркутской городской общественной организации «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс» с 2013 года, а с 2015 года - кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ.
Итоги квест-игры. Среди команд обучающихся 9-11классов: победитель - 1 команда (3 участника) СОШ № 32 (11 класс); призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 67, Гимназия № 2; лауреаты – 5 команд (15 участников) РЖД Лицей №14, Гимназия № 44, Лицей ИГУ, СОШ № 63, СОШ № 14. Среди команд молодых педагогов: победитель – 1 команда (2 участника) СОШ № 32; призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 65, СОШ № 35; лауреаты – 5 команд (14 участников) СОШ №№ 67, 4, 21, детский сад № 77, школа-интернат №13. Участники XI командной интерактивной квест-игры «Вслед за Солнцем» среди обучающихся 9-11 классов и молодых педагогов награждены дипломами победителей, призеров и лауреатов. Победители и призёры награждены подарками от Сибирского отделения «Русского географического общества».
Участники игры выражают благодарность Корытному Леониду Маркусовичу - Председателю Иркутского областного отделения Русского географического общества, доктору географических наук, профессору, главному научному сотруднику Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук за поддержку данного многолетнего проекта, а также организаторам штаба и разработчикам заданий – кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики» ПИ ИГУ, в лице заведующей кафедрой, кандидату географических наук Роговской Наталье Владимировне, руководителю Молодежного клуба РГО «Портулан» старшему преподавателю Хаминой Наталье Владимировне, старшему преподавателю Тюньковой Ирине Анатольевне, кандидату географических наук Ипполитовой Нине Александровне.
Надеемся, что квест-игра «Вслед за Солнцем» активизирует интерес школьников к изучению географии Иркутской области, краеведения нашего родного города Иркутска и Иркутской области.
Общий рейтинг участников XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ дан во вложении.
- Рейтинг_XI_квест_общий_28_09_2024.docx (405 Скачиваний)
Августовское педагогическое совещание – 2024 учителей географии
«Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования» состоялось 26.08.2024 г. в ПИ ИГУ. Количество участников – 63 человека. Председатель и члены ГМС учителей географии Ильина Татьяна Юрьевна, учитель географии СОШ №11, Тазентинова Галина Викторовна, учитель географии, СОШ №65 представили итоги работы 2023-2024 учебного года, результаты итоговой аттестации, цель, задачи и перспективное планирование на 2024-2025 учебный год, Сидорчук Людмила Олеговна, учитель географии ЦО №47 доложила о подготовке и участии пятерых участников г. Иркутска в заключительном этапе по географии, Сурова Виктория Юрьевна, учитель географии лицея №3 продемонстрировала сравнение традиционного и инновационного подхода к построению процесса обучения на уроках географии.
Ключевым моментом совещания было представление концепции развития обновлённого курса «География родного края Иркутской области».
В резолюции августовского совещания учителей географии принято решение:
1. Одобрить разработку проекта учебно-методического комплекса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы, атлас, контурные карты, методическое пособие для учителя) курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального инновационного компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС. Авторский состав: Роговская Наталья Владимировна к.г.н., зав. кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Ипполитова Нина Александровна, к.г.н., доцент кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Хамина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Фирсова Светлана Викторовна, ведущий специалист кафедры социально-гуманитарных дисциплин (СГД) ГАУ ДПО ИРО; Реутова Надежда Александровна, почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель географии ВКК ГБУ ИО «Иркутский кадетский корпус им. П.А. Скороходова».
2. Учителям географии и администрации образовательных организаций города Иркутска поддержать инициативу по апробации УМК курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС.
3. Содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 кл. и «География родного края Иркутской области» для 8-9 кл.
4. Продолжать формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». и лучших методических разработок педагогов муниципального конкурса «Природа – бесценный дар, один на всех».
6. Совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по географии.
7. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по географии для талантливых школьников, при подготовке которых необходимо выстроить программу, осуществляемую на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Продолжать работу «Зимней школы по географии» для подготовки учащихся к региональному этапу ВсОШ.
8. Содействовать выполнению запланированных мероприятий в течение 2024-2025 учебного года.
9. Работу городского методического совета учителей географии в период 2023-2024 учебного года признать удовлетворительной.
В сборник вошли методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС, представленные на:
- конкурс методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех»,
- НПК «Созвездия Байкала»;
- митап - конференцию «Образование для устойчивого развития: взаимодействие, сотрудничество, инновации»;
- методических семинарах в 2019-2021 гг.
Все мероприятия проведены рамках XII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2020» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-973/9 от 18.09.2019) и XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2021» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-571/20 от 18.09.2020).
Материалы методических разработок воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ.
Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника вошли методические разработки уроков и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образовательния, во вторую часть включены внеклассные мероприятия, дополнительное образование и программы по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС.
Методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС даны во вложении.
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.
Общая цель географического образования школьников – сформировать всесторонне образованную личность. В более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях: обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической
среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Полная структура Методические рекомендации по изучению предмета «География» в общеобразовательных учреждениях города Иркутска даны во Вложении
- +География_метод_рекомендации.pdf (369 Скачиваний)
Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» для учителей образовательных организаций города Иркутска впервые был проведён с 15 сентября по 10 октября 2023 г., в котором приняли участие 12 педагогов. 10 октября в Доме учителя состоялся финальный этап – «Профессиональный разговор», где учителя аргументировано высказывались по актуальным проблемам современного образования:
- Какие проблемы современной школы волнуют Вас больше всего.
- Почему сегодня важно воспитывать гармонично развитию, социально-ответственную личность.
- Как Вы относитесь к поддержке самоорганизации школьников.
- Как выстроить с родителями продуктивную коммуникацию.
- Какие деловые качества современного учителя Вы бы назвали главными.
- Какие свойства личности современного учителя особенно важны.
- В чем заключается профессиональное мастерство современного учителя.
Но, прежде чем попасть на финальный этап, конкурсанты представляли свои достижения за последние 3 года работы в школе: проводимые ими мероприятия для учащихся и педагогов, свой личный профессиональный педагогический опыт, транслируемый на различных уровнях – от школьного, до федерального и международного. Эксперты оценивали запись видеоурока, отвечающего требованиям обновленного ФГОС и самоанализ учителя.
По мнению авторитетного состава экспертной группы, все финалисты проявили педагогическую компетентность, профессионализм и эрудицию, искреннюю увлечённость в свое важнейшее учительское призвание, умение находить оптимальный выход из сложных психолого-педагогических ситуаций.
Торжественное подведение итогов и награждение участников I муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» состоится 1 ноября 2023 г. в 10:00, в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 на междисциплинарном интегрированном семинаре-стажировке «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива экологического образования в условиях реализации обновлённых ФГОС» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, молодых педагогов, а также педагогов дополнительного и дошкольного образования.
Рейтинг итогов участников муниципального профессионального конкурса по номинациям «Лучший учитель биологии – 2023», «Лучший учитель географии – 2023», «Лучший учитель, экологии и байкаловедения – 2023» дан во вложении.
- Рейтинг_Конкурс_Лучший_уч_на сайт_2023.docx (393 Скачиваний)
Муниципальный профессиональный конкурс для учителей биологии, географии, экологии и байкаловедения образовательных организаций города Иркутска
«Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023».
Организация проведения конкурса осуществляется МКУ г. Иркутска «ИМЦРО».
Цель Конкурса:
- выявление талантливых педагогов, поддержка педагогических инициатив и их поощрение;
- повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.
Формат проведения конкурса заочный и очный.
Сроки проведения конкурса 15 сентября 2023г. – 10 октября 2023г.
Номинации конкурса:
- «Учитель биологии»;
- «Учитель географии»;
- «Учитель экологии и байкаловедения».
Участники Конкурса регистрируются на сайте МКУ «ИМЦРО» по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/64ffc0cd90fa7bd1f7901959/
В заочной форме с 25 по 29 сентября 2023 г. конкурсанты готовят урок, отвечающий требованиям обновленного содержания ФГОС. По составленному плану учебного занятия конкурсант проводит урок. На экспертизу в электронном виде по адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. должны быть представлены:
- конспект урока (либо технологическая карта, либо сценарий);
- видеозапись урока;
- самоанализ урока.
Класс и тему урока участники определяют самостоятельно.
Экспертная комиссия Конкурса осуществляет оценку представленных материалов с 1 по 5 октября 2023 г.
Заключительный этап «Профессиональный разговор» проводится очно 10 октября 2023 г.
Экспертная комиссия оценивает мастерство конкурсантов в соответствии с критериями Положения.
Положение конкурса дано во вложении.
- Положение_Конкурс_Лучший учитель_2023.docx (311 Скачиваний)
X интерактивная краеведческая квест-игра «Вслед за Солнцем» проводится МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» совместно с МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ, молодёжным клубом РГО «Портулан», Иркутской общественной организацией «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс».
Цель: развитие интеллектуального потенциала школьников и молодых педагогов в области экологического и географического образования, повышения интереса к изучению активного краеведения.
Задачи:
- формирование навыков экологического мировоззрения,
- повышение интереса к активным формам краеведения.
Время проведения: 23 сентября 2023 г., с 10:00 до 14:00.
Место проведения: остров Юность – остров Конный.
В Игре принимают участие зарегистрировавшиеся команды обучающихся 9-11 классов (состав: 3 обучающихся и руководитель со спортивной подготовкой) и команды молодых педагогов (состав: 3 молодых педагога от 0 до 3-х лет работы в образовательной организации).
К участию в Игре допускаются команды участников, прошедшие регистрацию до 19 сентября 2023 г. по ссылкам:
- для обучающихся: https://forms.yandex.ru/cloud/63154b14d8e8d7eabdec1447/
- для молодых педагогов: https://forms.yandex.ru/cloud/621c7007ae681130ead6ac84/
Положение дано во вложении.
X интерактивная краеведческая квест-игра «Вслед за Солнцем» проводится МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» совместно с МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ, молодёжным клубом РГО «Портулан», Иркутской общественной организацией «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс».
Цель: развитие интеллектуального потенциала школьников и молодых педагогов в области экологического и географического образования, повышения интереса к изучению активного краеведения.
Задачи:
- формирование навыков экологического мировоззрения,
- повышение интереса к активным формам краеведения.
Время проведения: 23 сентября 2023 г., с 10:00 до 14:00.
Место проведения: остров Юность – остров Конный.
В Игре принимают участие зарегистрировавшиеся команды обучающихся 9-11 классов (состав: 3 обучающихся и руководитель со спортивной подготовкой) и команды молодых педагогов (состав: 3 молодых педагога от 0 до 3-х лет работы в образовательной организации).
К участию в Игре допускаются команды участников, прошедшие регистрацию до 19 сентября 2023 г. по ссылкам:
- для обучающихся: https://forms.yandex.ru/cloud/63154b14d8e8d7eabdec1447/
- для молодых педагогов: https://forms.yandex.ru/cloud/621c7007ae681130ead6ac84/
Положение и итоги X интерактивная краеведческой командной квест-игры «Вслед за Солнцем» для молодых педагогов и обучающихся 9-11 классов, посвящённой Году педагога и наставника даны во вложении.
- Положение_квест_Вслед за Солнцем.docx (344 Скачиваний)
- Рейтинг_Вслед_Солнц_сайт_23_09_2023.docx (334 Скачиваний)