Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Новости для учителей экологии и байкаловедения

Новости для учителей экологии и байкаловедения

Положение о проведении XXIII литературно-художественного конкурса творческих работ «Живи, Байкал!», для обучающихся 1-11 классов и педагогов

 

  1. Общие положения
  • Настоящее положение определяет цель, задачи и порядок проведения XXIII литературно-художественного конкурса творческих работ «Живи, Байкал!» среди обучающихся 1-11 классов и педагогов (далее – Конкурс).
  • Конкурс проводится муниципальным казённым учреждением города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (далее – МКУ «ИМЦРО»), совместно с муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества» (далее – МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»).
  • Цель и задачи Конкурса
    • Цель – воспитание и развитие экологической культуры участников образовательных организаций через литературное и художественное творчество.
    • Задачи Конкурса:

- содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала участников, развитию их нравственно-мировоззренческих и патриотических позиций через понимание гражданской ответственности по защите и охране озера Байкал;

- создать условия для литературной и художественной творческой самореализации, и саморазвития;

- создать условия для формирования экологического мировоззрения и основ экологической культуры через литературное и художественное творчество.

  • Оргкомитет Конкурса

3.1. Для организации и проведения Конкурса создается организационный комитет (далее – Оргкомитет).

3.2.  Оргкомитет осуществляет следующую деятельность:

- оперативно доводит до сведения конкурсантов информацию, касающуюся проведения Конкурса;

- принимает заявки на участие в Конкурсе,

- формирует состав жюри;

- определяет время, место и порядок проведения Конкурса;

- разрабатывает систему поощрения и награждения участников.

  • Участники Конкурса

         В Конкурсе принимают участие обучающиеся 1-11 классов и педагогические работники образовательных организаций.

 

  • Номинации и порядок проведения Конкурса
    • Конкурс проводится в номинациях:

- литературный конкурс: сказки, рассказы, стихи, эссе;

- художественный конкурс: рисунки о природе родного края.

  • Конкурс проводится для следующих групп участников:

- обучающиеся 1 классов,

- обучающиеся 2 классов,

- обучающиеся 3 классов,

- обучающиеся 4 классов,

- обучающиеся 5 классов,

- обучающиеся 6 классов,

- обучающиеся 7 классов,

- обучающиеся 8 классов,

- обучающиеся 9 классов,

- обучающиеся 10-11 классов.

- Педагоги.

  • Литературный конкурс: сказки, рассказы, стихи, эссе

Участники литературного конкурса представляют в Оргкомитет напечатанные авторские сказки, рассказы, стихи, эссе по тематике Конкурса. Работы на литературный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2024 года с сопроводительной ведомостью заверенной администрацией образовательной организации (Приложение № 1) в МКУ «ИМЦРО» (ул. Ленина, 26, кабинет 4, тел. 89041392360 с 9.00 до 16.00).

При регистрации загружаются тексты литературных работ в формате *.doc (программа Мicrоsоft Word), объемом не более трёх страниц.

От каждой образовательной организации принимается не более 5 работ от каждой параллели 1-11 классов. Требования к оформлению печатных работ даны в Приложении № 2 настоящего Положения. 

  • Художественный конкурс: рисунки о природе родного края

Участники художественного конкурса представляют в Оргкомитет авторские рисунки по тематике Конкурса. Работы на художественный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2024 года с сопроводительной ведомостью, заверенной администрацией образовательной организации (Приложение № 1) в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» (ул. Желябова, 5, кабинет № 32 – центр эколого-туристской и волонтерской деятельности, тел. 89500808314 с 10.00 до 17.00).

При регистрации загружается сканированная копия либо качественная фотография рисунка, с подписью файла: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст участника, ФИО педагога-руководителя работы (полностью). Общий объем прикрепленных файлов каждого участника – до 20 Мбайт.  

От каждой образовательной организации принимается не более пяти художественных работ от каждой параллели 1-11 классов. Работы должны быть выполнены в формате А3, с напечатанной этикеткой в нижнем правом углу паспарту работы: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст, ФИО педагога-руководителя работы (полностью). Требования к оформлению рисунков даны в Приложении № 3 настоящего Положения. 

  • Призовые конкурсные художественные работы авторам не возвращаются.

 

  • Регистрация и оформление работы
    • Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться до 01.04.2024 по ссылкам:

- для литературных работ, обучающихся 1-11 классов

https://forms.yandex.ru/u/6020a64289b08ca86f76cbe7/

- для литературных работ педагогов

https://forms.yandex.ru/u/6571279a73cee736862624a6/

- для художественных работ обучающихся 1-11 классов

https://forms.yandex.ru/u/65712e42c417f336b4fce4e7/

- для художественных работ педагогов

https://forms.yandex.ru/u/65713432c09c0236bfd51b22/

6.2.    При регистрации на сайт загружаются следующие материалы:

          - литературная работа формате *.doc (программа Мicrоsоft Word);                 

- сканированная копия либо качественная фотография рисунка;

- согласие на обработку персональных данных  для совершеннолетних участников (Приложение № 4) и несовершеннолетних участников (Приложение № 5).

  • Критерии оценки работ

7.1. Для литературных работ (максимально 30 баллов)

- содержание (до 5 баллов),

- отражение экологических проблем (до 5 баллов),

- соответствие этическим нормам (до 5 баллов);

- речевое оформление и грамотность (до 15 баллов):

                        - образность и соответствие жанру (до 5 баллов),

                        - оригинальность (до 5 баллов),

- грамотность (Приложение № 6)   (соответствие орфографическим, пунктуационным, речевым и грамматическим нормам - до 5 баллов).

7.2. Для художественных работ (максимально 30 баллов)

- соответствие теме Конкурса (до 5 баллов),

- оригинальность (до 5 баллов),

- актуальность (до 5 баллов);

- художественное мастерство (до 15 баллов):

                        - жанр (до 5 баллов),

                        - техника (до 5 баллов),

                        - композиция  (Приложение № 7) (до 5 баллов).

  • Состав жюри Конкурса

            В качестве жюри Конкурса приглашаются научные работники, журналисты, методисты МКУ «ИМЦРО», МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», педагоги высшей квалификационной категории образовательных организаций города Иркутска.

 

  • Подведение итогов и награждение

9.1. Конкурсные работы оцениваются членами жюри в соответствии с критериями оценки, составляется рейтинг, на основании которого определяются победители, призёры и лауреаты.

9.2.  Победители, призёры и лауреаты определяются при следующих условиях:

- победители должны набрать не менее 80% от максимального количества баллов (не менее 24 баллов),

- призёры – не менее 70% (не менее 21 балла),

- лауреаты – не менее 60% (не менее 18 баллов).

9.3. Все участники Конкурса получают электронные сертификаты на адрес электронной почты, указанной при регистрации.

9.4. Итоги Конкурса «Живи, Байкал!» размещаются на сайте МКУ «ИМЦРО» (http://mc.eduirk.ru) в разделе « Конкурсы: Экология. Байкаловедение» и на сайте МАОУ ДО                       г. Иркутска «Дворец творчества» (www.ddut-irk.ru ).

9.5.  Лучшие работы Конкурса будут опубликованы в межрегиональной экологической газете «Исток».

9.6.  Победители, призёры и лауреаты награждаются дипломами в электронной форме, отправляемыми на адрес электронной почты руководителя, указанной при регистрации.

  • Дополнительная информация

          Дополнительная информация может быть запрошена у методиста МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» Аптекиной Ларисы Александровны по телефонам: 8-3952-34-37-05, 8-3952-20-19-85, 8-904-139-23-60 и у старшего методиста МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» Мирошниченко Галины Евграфовны тел: 8-950-080-83-14.

Приложения к Положению даны во вложении.

Цель – развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников, обобщения и популяризации передового педагогического опыта.

Задачи Конкурса:

- содействие развитию интеллектуального потенциала участников, их нравственно-мировоззренческих и патриотических позиций;

- создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников, творческой самореализации и саморазвития;

-  обобщение и популяризация передового педагогического опыта.

Конкурс проводится в номинациях:

- «Разработки уроков по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».

- «Разработки внеклассных и внеурочных мероприятий и программ дополнительного образования по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».

Участники Конкурса представляют в Оргкомитет методические разработки уроков, разработки внеклассных и внеурочных мероприятий; программ по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру в напечатанном виде.

Работы принимаются до 30 апреля 2024 года в МКУ «ИМЦРО» (ул. Ленина, 26, кабинет 4, тел. 89041392360 с 9.00 до 16.00).

При регистрации загружаются тексты методических разработок в формате *.doc (программа Мicrоsоft Word).

Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться до 30.04.2024  по ссылке:   https://forms.yandex.ru/u/659f659e43f74f66b9269c3b/

При регистрации на сайт загружаются следующие материалы:

   - методическая разработка в формате *.doc (программа Мicrоsоft Word);

   - согласие на обработку персональных данных.

Положение о проведении конкурса методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех» дано во вложении.

Цель – воспитание и развитие экологической культуры участников образовательных организаций через литературное и художественное творчество.

Задачи Конкурса:

- содействовать развитию творческого и интеллектуального потенциала участников, развитию их нравственно-мировоззренческих и патриотических позиций через понимание гражданской ответственности по защите и охране озера Байкал;

- создать условия для литературной и художественной творческой самореализации, и саморазвития;

- создать условия для формирования экологического мировоззрения и основ экологической культуры через литературное и художественное творчество.

В Конкурсе принимают участие обучающиеся 1-11 классов и педагогические работники образовательных организаций.

Участники литературного конкурса представляют в Оргкомитет напечатанные авторские сказки, рассказы, стихи, эссе по тематике Конкурса. Работы на литературный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2024 года с сопроводительной ведомостью заверенной администрацией образовательной организации в МКУ «ИМЦРО» (ул. Ленина, 26, кабинет 4, тел. 89041392360 с 9.00 до 16.00).

При регистрации загружаются тексты литературных работ в формате *.doc (программа Мicrоsоft Word), объемом не более трёх страниц.

От каждой образовательной организации принимается не более 5 работ от каждой параллели 1-11 классов.

Участники художественного конкурса представляют в Оргкомитет авторские рисунки по тематике Конкурса. Работы на художественный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2024 года с сопроводительной ведомостью, заверенной администрацией образовательной организации  в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» (ул. Желябова, 5, кабинет № 32 – центр эколого-туристской и волонтерской деятельности, тел. 89500808314 с 10.00 до 17.00).

При регистрации загружается сканированная копия либо качественная фотография рисунка, с подписью файла: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст участника, ФИО педагога-руководителя работы (полностью). Общий объем прикрепленных файлов каждого участника – до 20 Мбайт.  

От каждой образовательной организации принимается не более пяти художественных работ от каждой параллели 1-11 классов. Работы должны быть выполнены в формате А3, с напечатанной этикеткой на обратной стороне работы: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст, ФИО педагога-руководителя работы (полностью).

Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться до 01.04.2024 по ссылкам:

- для литературных работ, обучающихся 1-11 классов

https://forms.yandex.ru/u/6020a64289b08ca86f76cbe7/

- для литературных работ педагогов

https://forms.yandex.ru/u/6571279a73cee736862624a6/

- для художественных работ обучающихся 1-11 классов

https://forms.yandex.ru/u/65712e42c417f336b4fce4e7/

- для художественных работ педагогов

https://forms.yandex.ru/u/65713432c09c0236bfd51b22/

При регистрации на сайт загружаются следующие материалы:

          - литературная работа формате *.doc (программа Мicrоsоft Word);                 

- сканированная копия либо качественная фотография рисунка;

- согласие на обработку персональных данных  для совершеннолетних участников  и несовершеннолетних участников.

Положение о проведении XXIII литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!», для обучающихся 1-11 классов и педагогов дано во вложении.

Цель: создание условий для роста профессиональной культуры и мастерства, развития инициативы для реализации творческого потенциала педагогов  образовательных организаций города Иркутска.

Целевая аудитория: учителя начальной школы, биологии, экологии, географии, байкаловедения, педагоги дополнительного образования и молодых специалистов.

Организаторы:

Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО», Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75..

Партнеры:

Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», завдующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ; Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ  им. А.А. Ежевского».

Междисциплинарный очный интегрированный семинар-стажировка для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива реализации экологического образования» состоялся 02.11.2022 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75. Присутствовали в 2022 г – 57, в 2023 г. – 63 участника.

В приветственных словах Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75  и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО отметили актуальность и последовательность данной темы семинара-стажировки, который традиционно (уже на протяжении 10 лет!) подводит своеобразный итог деятельности педагогов естественников, с целью знакомства с технологиями исследовательской и проектной деятельности.  Педагоги СОШ № 75, обладают значительным опытом работы в реализации этой деятельности.

Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ  им. А.А. Ежевского» презентовала сборник учебно-методического пособия «Особенности преподавания курса «Байкаловедение» по материалам конференции региональной методической школы. УДК 556.55(282.556.34) ББК 26.222.6р

Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО. Наградили педагогов-экологов за активную природоохранную деятельность и подвели итоги муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023».

Участникам семинара были предоставлены содержательные проекты и методические разработки научных сотрудников и педагогов Иркутска.

Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», заведующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО представили реализацию регионального проекта по байкаловедению «Развитие регионального проекта «Экопрактикум на Байкале»  в природоохранной зоне оз. Байкал во время проведения эколого-туристских и краеведческих практикумов, а также реализацию курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновациионного регионального компонента экологического образования естественнонаучной области».

Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о программах и мероприятия дополнительной эколого-туристской и волонтёрской деятельности «Дворца творчества».

Еремеева Наталья Сергеевна, директор и Грудинина Анна Аликовна, куратор образовательной программы благотворительного фонда «Подари Планете Жизнь» показали новые возможности взаимодействия с НКО региона для расширения спектра инновационных технологий».

Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии и Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 поделились опытом работы по организация проектной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной организации в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС.

Зеленкова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о замечательных заслуженных успехах иркутских школьников на региональном этапе Всероссийского открытого молодёжного водного конкурса.

Мишарина Евгения Александровна, к.б.н., зав. кафедрой зоологии беспозвоночных и гидробиологии биолого-почвенного факультета ИГУ в прошлом году обозначила важную тему «Взаимодействие школы и ВУЗа как форма социального партнёрства (на примере проектной деятельности)».

Сизых Светлана Витальевна, к.б.н., директор и Бутакова Татьяна Юрьевна,  начальник отдела экопросвещения ботанического сада биолого-почвенного  факультета  ИГУ в прошлом году раскрыли актуальную тему «Образовательные программы, экскурсии и мероприятия ботанического сада биолого-почвенного факультета ИГУ».

Шитикова Ирина Николаевна, заведующий; и Пантюхова Наталья Валерьевна, старший научный сотрудник; Васильева Татьяна Александровна, старший научный сотрудник отдела природы  в прошлом году представили  обзор по мероприятиям отдела природы ГАУК Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского.

            Гнездилова Зоя Юрьевна, к.пс.н., преподаватель МКУ ИМЦРО в завершении пленарной части семинара-стажировки обобщила требования к проектно-исследовательской деятельности в соответствии  с требованиями обновлённых ФГОС.

Далее, в практической части педагоги представили открытые уроки и мастер-классы по формированию исследовательской и проектной деятельности школьников.

Валеева Эльвира Камиловна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 пригласила на открытый по обществознанию в 11 классе «Экология и бизнес», в прошлом году был проведён открытый урок обществознания в 10 классе  «Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты в Иркутской области».

Кудряшова Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела открытое внеклассное занятие  «Пусть завтра на планете будет чище, чем сегодня!».

Вологжина Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания  МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с группой десятиклассников мастер-класс по этапы работы над проектом «Война и экология: исследовательская деятельность на уроках истории».

Кумукова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Экологическая безопасность».

Исакова Алена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Эко-бумажная фантазия».

Владимирова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования и Горовая Светлана Владимировна, учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провели мастер-класс «Через творчество и ЗОЖ – к экологическому воспитанию».

Рынина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с учениками 3 класса Открытое внеурочное занятие «Здоровое питание школьника».

Харченко Лариса Николаевна, учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Загрязнители почвы и их опасность для человека», в прошлом году был проведён мастер-класс «Определение качества воды методом химического анализа».

Лебенко Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС».

Баркевич Алена Владимировна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, в прошлом году продемонстрировала мастер-класс «Организация работы учебного гидрологического поста».

Мишанина Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «За чашкой чая»,  в  прошло году был проведён мастер-класс «Здоровье вокруг нас».

Шерешкова Елена Михайловна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 24 из опыта работы продемонстрировала ученический проект «От игры к исследованию».

Каменяр Анна Александровна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска Лицей № 2 в прошлом году поделилась опытом работы по формированию метапредметных результатов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

            Все участники отметили практическую значимость и актуальность обсуждаемых проектов, методических разработок уроков, мастер-классов, многие из которых будут использоваться другими школами.

Проблемное поле:

В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос заинтересованности и эффективного развития исследовательской и проектной деятельности школьников.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Объявить прибрежную зону Куркутского залива Малого моря Байкала – зоной экологического мониторинга как со стороны администрации территориальных поселений, так – команд школьников эколого-краеведческого лагеря – практикума клуба «Форт - Росс» и продолжить практико-ориентированную деятельность в развитии регионального проекта «Экопрактикум на Байкале» по формированию функциональной грамотности.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

7. Продолжить внедрение в учебную программу образовательных организаций регионального компонента по экологическому образованию УМК «Байкаловедение».

8. В 2022-2023 учебном году 48 образовательных организаций написали заявки на апробацию УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс» с использование электронной интерактивной рабочей тетради в режиме работы с цифровым образовательным ресурсом (ЦОР). 48 образовательных организаций получили по 10 учебно-методических пособий курса «Введение в байкаловедение. 5 класс». Всего 480 УМП, издание которых оплатила администрация г. Иркутска.

9. В 2023-2024 учебном году к муниципальной проектно-творческой группе (МПТГ) по байкаловедению присоединились ещё 6 образовательных организаций. Всего количество образовательных организаций МПТГ по байкаловедению в 2023-2024 учебном году -  54. Тема деятельности МПТГ в 2023-2024 учебном году: «Реализация курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновационного регионального  компонента экологического образования естественнонаучной области».

10. В связи с выполнением федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», целью которого является использования цифровых технологий, повышение квалификации педагогов и формирование цифровых навыков обучающихся, необходимо активизировать работу по подключению школ к использованию цифровых рабочих тетрадей по байкаловедению (ЦОР – цифровых образовательных ресурсов) для  5, 6 и 7 классов. В государственном образовании России определенное внимание уделяется региональному компоненту образования и устойчивому развитию регионов - основе устойчивого развития страны (статья 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).  Важным аспектом устойчивого развития Байкальского региона является формирование экологического мировоззрения на примере Байкала у поколения, которое через 10-20 лет после окончания школы будет принимать участие в экономическом развитии государства. Озеро Байкал является крупнейшим природным объектом всемирного наследия, природной и социокультурной ценностью, важным звеном в экономическом развитии территории Байкальского региона.  Правовые нормы охраны озера Байкал определены Федеральным законом  «Об охране озера Байкал» от 02.04.1999 года, с изменениями на 08.12.2020 года. В связи с этим, актуальность программы «Байкаловедение» заключается не только в углублении знаний по географии, биологии и экологии, но и в получении личностных, метапредметных, предметных результатов и региональных ценностных ориентиров, связанных с озером Байкал.

Цель: создание условий для роста профессиональной культуры и мастерства, развития инициативы для реализации творческого потенциала педагогов  образовательных организаций города Иркутска.

Целевая аудитория: учителя начальной школы, биологии, экологии, географии, байкаловедения, педагоги дополнительного образования и молодых специалистов.

Организаторы:

Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО», Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75..

Партнеры:

Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», завдующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ; Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ  им. А.А. Ежевского».

Междисциплинарный очный интегрированный семинар-стажировка для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива реализации экологического образования» состоялся 02.11.2022 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75. Присутствовали в 2022 г – 57, в 2023 г. – 63 участника.

В приветственных словах Владимирова Марина Николаевна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 75  и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО отметили актуальность и последовательность данной темы семинара-стажировки, который традиционно (уже на протяжении 10 лет!) подводит своеобразный итог деятельности педагогов естественников, с целью знакомства с технологиями исследовательской и проектной деятельности.  Педагоги СОШ № 75, обладают значительным опытом работы в реализации этой деятельности.

Никулина Наталья Александровна, доктор биологических наук, профессор, ФБГОУ ВО «ИГАУ  им. А.А. Ежевского» презентовала сборник учебно-методического пособия «Особенности преподавания курса «Байкаловедение» по материалам конференции региональной методической школы. УДК 556.55(282.556.34) ББК 26.222.6р

Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО. Наградили педагогов-экологов за активную природоохранную деятельность и подвели итоги муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023».

Участникам семинара были предоставлены содержательные проекты и методические разработки научных сотрудников и педагогов Иркутска.

Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный экологи Иркутской области, руководитель Ассоциации «Байкальская экологическая сеть», заведующая сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ и Аптекина Лариса Александровна, методист ИМЦРО представили реализацию регионального проекта по байкаловедению «Развитие регионального проекта «Экопрактикум на Байкале»  в природоохранной зоне оз. Байкал во время проведения эколого-туристских и краеведческих практикумов, а также реализацию курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновациионного регионального компонента экологического образования естественнонаучной области».

Мирошниченко Галина Евграфовна, старший методист эколого-туристского отдела МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о программах и мероприятия дополнительной эколого-туристской и волонтёрской деятельности «Дворца творчества».

Еремеева Наталья Сергеевна, директор и Грудинина Анна Аликовна, куратор образовательной программы благотворительного фонда «Подари Планете Жизнь» показали новые возможности взаимодействия с НКО региона для расширения спектра инновационных технологий».

Кудрявцева Юлия Николаевна, учитель географии и Соловьёва Марина Владимировна, учитель биологии и начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 поделились опытом работы по организация проектной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной организации в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС.

Зеленкова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества доложила о замечательных заслуженных успехах иркутских школьников на региональном этапе Всероссийского открытого молодёжного водного конкурса.

Мишарина Евгения Александровна, к.б.н., зав. кафедрой зоологии беспозвоночных и гидробиологии биолого-почвенного факультета ИГУ в прошлом году обозначила важную тему «Взаимодействие школы и ВУЗа как форма социального партнёрства (на примере проектной деятельности)».

Сизых Светлана Витальевна, к.б.н., директор и Бутакова Татьяна Юрьевна,  начальник отдела экопросвещения ботанического сада биолого-почвенного  факультета  ИГУ в прошлом году раскрыли актуальную тему «Образовательные программы, экскурсии и мероприятия ботанического сада биолого-почвенного факультета ИГУ».

Шитикова Ирина Николаевна, заведующий; и Пантюхова Наталья Валерьевна, старший научный сотрудник; Васильева Татьяна Александровна, старший научный сотрудник отдела природы  в прошлом году представили  обзор по мероприятиям отдела природы ГАУК Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского.

            Гнездилова Зоя Юрьевна, к.пс.н., преподаватель МКУ ИМЦРО в завершении пленарной части семинара-стажировки обобщила требования к проектно-исследовательской деятельности в соответствии  с требованиями обновлённых ФГОС.

Далее, в практической части педагоги представили открытые уроки и мастер-классы по формированию исследовательской и проектной деятельности школьников.

Валеева Эльвира Камиловна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 пригласила на открытый по обществознанию в 11 классе «Экология и бизнес», в прошлом году был проведён открытый урок обществознания в 10 классе  «Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты в Иркутской области».

Кудряшова Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела открытое внеклассное занятие  «Пусть завтра на планете будет чище, чем сегодня!».

Вологжина Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания  МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с группой десятиклассников мастер-класс по этапы работы над проектом «Война и экология: исследовательская деятельность на уроках истории».

Кумукова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Экологическая безопасность».

Исакова Алена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Эко-бумажная фантазия».

Владимирова Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования и Горовая Светлана Владимировна, учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провели мастер-класс «Через творчество и ЗОЖ – к экологическому воспитанию».

Рынина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 в прошлом году провела с учениками 3 класса Открытое внеурочное занятие «Здоровое питание школьника».

Харченко Лариса Николаевна, учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Загрязнители почвы и их опасность для человека», в прошлом году был проведён мастер-класс «Определение качества воды методом химического анализа».

Лебенко Наталья Ивановна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «Проектная деятельность на уроках биологии как средство реализации ФГОС».

Баркевич Алена Владимировна, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ № 75, в прошлом году продемонстрировала мастер-класс «Организация работы учебного гидрологического поста».

Мишанина Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 провела мастер-класс «За чашкой чая»,  в  прошло году был проведён мастер-класс «Здоровье вокруг нас».

Шерешкова Елена Михайловна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска СОШ № 24 из опыта работы продемонстрировала ученический проект «От игры к исследованию».

Каменяр Анна Александровна, учитель биологии МБОУ г. Иркутска Лицей № 2 в прошлом году поделилась опытом работы по формированию метапредметных результатов в проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

            Все участники отметили практическую значимость и актуальность обсуждаемых проектов, методических разработок уроков, мастер-классов, многие из которых будут использоваться другими школами.

Проблемное поле:

В условия обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос заинтересованности и эффективного развития исследовательской и проектной деятельности школьников.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Объявить прибрежную зону Куркутского залива Малого моря Байкала – зоной экологического мониторинга как со стороны администрации территориальных поселений, так – команд школьников эколого-краеведческого лагеря – практикума клуба «Форт - Росс» и продолжить практико-ориентированную деятельность в развитии регионального проекта «Экопрактикум на Байкале» по формированию функциональной грамотности.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

7. Продолжить внедрение в учебную программу образовательных организаций регионального компонента по экологическому образованию УМК «Байкаловедение».

8. В 2022-2023 учебном году 48 образовательных организаций написали заявки на апробацию УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс» с использование электронной интерактивной рабочей тетради в режиме работы с цифровым образовательным ресурсом (ЦОР). 48 образовательных организаций получили по 10 учебно-методических пособий курса «Введение в байкаловедение. 5 класс». Всего 480 УМП, издание которых оплатила администрация г. Иркутска.

9. В 2023-2024 учебном году к муниципальной проектно-творческой группе (МПТГ) по байкаловедению присоединились ещё 6 образовательных организаций. Всего количество образовательных организаций МПТГ по байкаловедению в 2023-2024 учебном году -  54. Тема деятельности МПТГ в 2023-2024 учебном году: «Реализация курса «Байкаловедение» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновационного регионального  компонента экологического образования естественнонаучной области».

10. В связи с выполнением федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», целью которого является использования цифровых технологий, повышение квалификации педагогов и формирование цифровых навыков обучающихся, необходимо активизировать работу по подключению школ к использованию цифровых рабочих тетрадей по байкаловедению (ЦОР – цифровых образовательных ресурсов) для  5, 6 и 7 классов. В государственном образовании России определенное внимание уделяется региональному компоненту образования и устойчивому развитию регионов - основе устойчивого развития страны (статья 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).  Важным аспектом устойчивого развития Байкальского региона является формирование экологического мировоззрения на примере Байкала у поколения, которое через 10-20 лет после окончания школы будет принимать участие в экономическом развитии государства. Озеро Байкал является крупнейшим природным объектом всемирного наследия, природной и социокультурной ценностью, важным звеном в экономическом развитии территории Байкальского региона.  Правовые нормы охраны озера Байкал определены Федеральным законом  «Об охране озера Байкал» от 02.04.1999 года, с изменениями на 08.12.2020 года. В связи с этим, актуальность программы «Байкаловедение» заключается не только в углублении знаний по географии, биологии и экологии, но и в получении личностных, метапредметных, предметных результатов и региональных ценностных ориентиров, связанных с озером Байкал.

В сборник вошли творческие работы учащихся 5 классов образовательных организаций города Иркутска, представленные на  литературно-художественный конкурс творческих работ учащихся классов «Живи, Байкал!»:

- в рамках IX городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2017». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-15545/16 от 29.12.2016);

- в рамках X городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2018». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1154/7 от 27.12.2017);

- в рамках XI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1199/8 от 27.12.2018).

Материалы творческих работ учащихся воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ, с учетом работы редакционной коллегии.

Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника, состоящую из 7 глав, вошли творческие литературные и художественные работы учащихся 1-11 классов. Во вторую часть включены творческие литературные и художественные работы педагогов.

Составитель Л.А. Аптекина, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО».

Главный редактор Е.Н. Кузеванова, к.б.н. заведующая сектором музееведения

Байкальского музея ИНЦ СО РАН, автор УМК «Байкаловедение».

 

Редакционная коллегия:

И.А. Прищепова, член Союза журналистов РФ, писатель-краевед;

Е.В. Емельянова, вице-президент клуба «Иркутск – Форт Росс»;      

Н.В. Самойличенко, к.п.н., преподаватель МКУ г. Иркутска «ИМЦРО»;

Г.В. Бурова, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО».

Сборник творческих и литературных работ учащихся 5 классов города Иркутска "Живи, Байкал!" дан во вложении. 

XV открытая научно-практическая конференция «Созвездия Байкала - 2023», с международным участием, посвященная Году педагога и наставника в очном формате проводилась в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и дистанционно – в МБОУ г. Иркутска гимназия № 3.

Второй раз в работе XV НПК «Созвездия Байкала» приняли участие 18 учащихся 7-11 классов  и 6 руководителей Российско-Монгольской школы (РМШ) города Улан-Батор с актуальными экологическими проектами. В сравнении с прошлогодней конференцией количество участников и представленных работ увеличилось более чем в 2 раза. А также, активное участие в конференции приняли школьники и педагоги области МОУ СОШ № 2 УКМО (Усть-Кутское муниципальное объединение), МОУ ИРМО СОШ с. Пивовариха и ФГКОУ «Иркутское суворовское военное училище Министерства обороны РФ»

         Цель XV открытой научно-практической конференции «Созвездия Байкала - 2023»: формирование патриотического сознания, активной гражданской позиции подрастающего поколения повышение интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения и краеведения через научно-исследовательскую и проектную деятельность, развития творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.

Общее количество участников – 133,  89 работ, в т.ч.:

- в очном формате – 94 участника, 66 работ

- в дистанционном формате – 39 участников, 23 работы.

Количество победителей – 17, призеров – 44, лауреатов -  28 (всего 89).

Обучающиеся 5-11 классов - 94 участника, 66 работ;

12 победителей, 31 призёр, 23 лауреата (всего 66).

Педагоги39 участников, 23 работы, 5 победит., 13 призеров, 5 лауреатов.

Оргкомитет – 13.   Члены жюри38.  

Руководители проектных исследований обучающихся -  55 педагогов.

Всего участников, членов жюри, оргкомитет и руководителей проектных исследований - 239 человек, в т.ч. 18 учащихся и 6 руководителей Российско-Монгольской школы (РМШ) г. Улан-Батор.

Всего на конференции работали 11 секций (Таблица 1)..

5 секций в очном формате социально-значимых экологических индивидуальных проектно-исследовательских работ учащихся 5-11 классов, сформированных по возрастным категориям участников учащихся;

3 секции в дистанционном формате социально-значимых экологических индивидуальных проектно-исследовательских работ учащихся 5-11 классов, сформированных по возрастным категориям участников учащихся;

2 секции в очном формате методических разработок педагогов «Природа – бесценный дар, один на всех»;

1 секция в очном формате методических разработок педагогов «Природа – бесценный дар, один на всех».

Сводный протокол НПК XV «Созвездия Байкала» 21.10.2023                        Таблица 1.

№ п/п

Секция

Количество

участников

Победители

Призёры

Лауреаты

Работы

Обучающиеся 5-11 классов (очные секции)

1.      .

5-6 классы

9

1

2

5

8

2.       

7-8 классы

14

1

4

5

10

3.       

9 классы

14

1

3

6

10

4.       

10 классы_1

10

2

4

2

8

5.       

10-11 классы_2

11

3

5

0

8

 

Обучающиеся

очно

58

8

18

18

44

Обучающиеся 5-11 классов (дистанционные секции)

6.       

5-6 классы

14

2

3

3

8

7.       

7-8 классы

12

1

4

2

7

8.       

10-11 классы_2

10

1

6

0

7

 

Обучающиеся

дистанционно

36

4

13

5

22

 

Обучающиеся

5-11 классы

94

12

31

23

66

Педагоги (очные секции)

9.       

Педагоги_1

19

2

6

3

11

10.   

Педагоги_2

16

2

4

2

8

 

Педагоги очно

35

4

10

5

19

Педагоги (дистанционная секция)

11.   

Педагоги дист.

4

1

3

0

4

 

Педагоги всего

39

5

13

5

23

Обучающиеся и педагоги всего

 

Обучающиеся

и педагоги

133

17

44

28

89

Количество членов жюри, оргкомитет и руководителей проектных работ школьников

 

Члены жюри

38

       
 

Оргкомитет

13

       
 

Руководители

55

       

Всего участники XV НПК «Созвездия Байкала»

 

Всего участники

239 участников, 89 работ, в т.ч. 18 учащихся и 6 руководителей

Российско-Монгольской школы (РМШ)

На конференции подведены итоги научно-исследовательской, практической и творческой деятельности школьников и педагогов в ходе экологических практикумов и мероприятий, проводимых в рамках марафона «Созвездия Байкала - 2023».

Поставленные задачи выполнены:

- выявлены одаренные учащихся, владеющие высоким уровнем знаний по предметам естественнонаучной области знаний, краеведению и байкаловедению, поскольку в государственном образовании России определенное внимание уделяется региональному компоненту образования и устойчивому развитию регионов - основе устойчивого развития страны;

- консолидированы усилия педагогов, родителей, научных работников вузов, общественности в развитии интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности учащихся;

- привлечено внимание детей и взрослых к экологическим аспектам повседневной жизни родного края;

- обобщён и популяризирован передовой педагогический опыт.

Все участники НПК «Созвездия Байкала» получили сертификаты в электронном виде, победители и призеры награждены дипломами, присланными на электронную почту педагогов-участников и руководителей работ школьников.

Члены жюри отмечают высокий уровень представленных проектно-исследовательских работ учащихся и педагогов, многие из которых рекомендованы к публичным выступлениям на других конференциях и методических семинарах, а также, - к публикации тезисов.

Выражаем благодарность администрации Дворца творчества и гимназии № 3 за четкую организацию проведения XV открытой научно-практической конференции «Созвездия Байкала - 2022», с международным участием, посвященной Году педагога и наставника.

Рейтинг итогов участников XV НПК «Созвездия Байкала-2023» дан во вложении.

Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» для учителей образовательных организаций города Иркутска  впервые был проведён с 15 сентября по 10 октября 2023 г., в котором приняли участие 12 педагогов. 10 октября в Доме учителя состоялся финальный этап – «Профессиональный разговор», где учителя аргументировано высказывались по актуальным проблемам современного образования:

- Какие проблемы современной школы волнуют Вас больше всего.

- Почему сегодня важно воспитывать гармонично развитию, социально-ответственную личность.

- Как Вы относитесь к поддержке самоорганизации школьников.

- Как выстроить с родителями продуктивную коммуникацию.

- Какие деловые качества современного учителя Вы бы назвали главными.

- Какие свойства личности современного учителя особенно важны.

- В чем заключается профессиональное мастерство современного учителя.

            Но, прежде чем попасть на финальный этап, конкурсанты представляли свои достижения за последние 3 года работы в школе: проводимые ими мероприятия для учащихся и педагогов, свой личный профессиональный педагогический опыт, транслируемый на различных уровнях – от школьного, до федерального и международного. Эксперты оценивали запись видеоурока, отвечающего требованиям обновленного ФГОС и самоанализ учителя.

            По мнению авторитетного состава экспертной группы, все финалисты проявили педагогическую компетентность, профессионализм и эрудицию, искреннюю увлечённость в свое важнейшее учительское призвание, умение находить оптимальный выход из сложных психолого-педагогических ситуаций.

Торжественное подведение итогов и награждение участников I муниципального профессионального конкурса «Лучший учитель биологии, географии, экологии и байкаловедения – 2023» состоится 1 ноября 2023 г. в 10:00, в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 на междисциплинарном интегрированном семинаре-стажировке «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как перспектива  экологического образования в условиях реализации обновлённых ФГОС» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы, молодых педагогов, а также педагогов дополнительного и дошкольного образования.

Рейтинг итогов участников муниципального профессионального конкурса по номинациям «Лучший учитель биологии – 2023», «Лучший учитель географии – 2023», «Лучший учитель, экологии и байкаловедения – 2023» дан во вложении.

Презентационная площадка «Реализация регионального проекта «Байкаловедение»:  опыт и перспективы. 6 класс» в рамках проекта «Взаимообучение городов».  Проводится 19 сентября 2023 года в 10:00ч. (МСК).

Оператором проекта является Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Корпоративный университет московского образования».

Основная цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в города России.

Мероприятие пройдет в очном и дистанционном форматах.

Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 7 (ул. Ледовского, д. 17)

В качестве участников приглашаются учителя биологии, экологии, географии, байкаловедения.

Регистрация на очное участие проводится в срок до 16 сентября 2023 года по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/650104e2c769f12a21606ea2/

Регистрация на дистанционное участие доступна в срок до 17 сентября 2023 года на сайте проекта «Взаимообучение городов» на платформе СФЕРУМ VK https://sferum.ru/?call_link=IfCfjHNPB7bYuScFcK_AaumaMzx2w3fREXUqPH9W-Xk

Творческие литературные и художественные работы учащихся 3-4 классов города Иркутска литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». 2016-2019 гг.

В сборник вошли творческие работы учащихся образовательных организаций города Иркутска, представленные на  литературно-художественный конкурс творческих работ учащихся «Живи, Байкал!»:

- в рамках IX городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2017». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-15545/16 от 29.12.2016);

- в рамках X городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2018». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1154/7 от 27.12.2017);

- в рамках XI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019». Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1199/8 от 27.12.2018).

Материалы творческих работ учащихся воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ, с учетом работы редакционной коллегии.

Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника, состоящую из 7 глав, вошли творческие литературные и художественные работы учащихся 1-11 классов. Во вторую часть включены творческие литературные и художественные работы педагогов.

Сборник "Живи, Байкал!" творческих литературных и художественных работ учащихся 3-4 классов школ города Иркутска за период 2016-2019 гг. находится во вложении.

 

21 октября 2022 состоялась XIV открытая научно-практическая конференция «Созвездия Байкала - 2022», с международным участием, посвященная Году культурного наследия народов России, которая проходила в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 с УИОП. Оргкомитет НПК «Созвездия Байкала - 2022» принял решение об организации секции, посвящённой Году культурного наследия России. В работе этой секции приняли участие как индивидуальные, так и командные исследовательские проекты разновозрастных учащихся со 2 по 10 классы. Впервые на XIV НПК «Созвездия Байкала» приняли участие 7 учащихся 7 и 12 классов (6 и 11 по РФ) Российско-Монгольской школы (РМШ) города Улан-Батор с коллективным экологическим проектом. Всего в конференции участвовали 50 образовательных организаций:

МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 19, 21, 24, 29, 30, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 53, 64, 65, 66, 67, 71, 75, 80; МАОУ г. Иркутска гимназия №2, лицей ИГУ, СОШ №63, СОШ №69; МАОУДО г. Иркутска «Дворец творчества», СЮН; МБОУ г. Иркутска гимназия №3, лицей №2, лицей №3; ЧОУ ПЖГ, «Средняя школа Леонова», Образовательный комплекс «Точка будущего»; МБДОУ г. Иркутска детский сад № 108, детский сад № 114, детский сад № 90, детский сад №174, детский сад №114, а так же Российско-Монгольская школа (РМШ) г. Улан-Батор (республика Монголия).

Цель НПК «Созвездия Байкала»: формирование патриотического сознания, активной гражданской позиции подрастающего поколения повышение интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения и краеведения через научно-исследовательскую и проектную деятельность, развития творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.

Общее количество участников – 123,  87 работ.

Общее количество победителей – 19, призеров – 31 (всего 50).

Обучающиеся 5-11 классов - 88 участников, 68 работ;  13 победителей, 23 призёра (всего 35).

Педагоги – 35 участников, 19 работ, 6 победителя, 8 призеров.

Оргкомитет – 14 человек. Члены жюри – 42. 

Руководители проектных исследования обучающихся -  50 педагогов.

Всего участников, членов жюри, оргкомитет и руководителей проектных исследований - 229 человек, в т.ч. 7 учащихся и 1 руководитель Российско-Монгольской школы (РМШ) г. Удан-Батор.

Работали 10 секций.

7 секций социально-значимых экологических индивидуальных проектно-исследовательских работ учащихся 5-11 классов, сформированных по возрастным категориям участников учащихся;

1 секция проектно-исследовательских работ обучающихся, сформированные по возрастным категориям участников (2-10 классов), посвящённые патриотическому воспитанию и Году культурного наследия народов России.

2 секции методических разработок педагогов «Природа – бесценный дар, один на всех».

Сводный протокол XIV открытой НПК «Созвездия Байкала» 21.10.2022

№ п/п

Секция

Количество

участников

Победители

Призёры

Победители

призёры

Работы

Обучающиеся 5-11 классов

1.      .

5-6 классы_1

11

1

3

4

8

2.       

5-6 классы_2

10

1

3

4

10

3.       

7-8 классы

11

1

4

5

9

4.       

9 классы

8

1

3

4

8

5.       

10-11 классы_1

9

2

3

5

8

6.       

10-11 классы_2

18

2

3

5

11

7.       

ГКН 2-10 кл.

14

4

4

8

13

8.       

РМШ 6 и 11кл

7

1

 

1

1

 

Обучающиеся

88

13

23

36

68

Педагоги

9.       

Педагоги_1

13

2

4

6

9

10.   

Педагоги_2

22

4

4

8

10

 

Педагоги

35

6

8

14

19

Обучающиеся и педагоги

 

Обучающиеся

и педагоги

123

19

31

50

87

Количество членов жюри и руководителей проектных работ школьников

 

Члены жюри

42

       
 

Руководители проектных

работ

50

       

Всего участники XIV НПК «Созвездия Байкала»

 

Всего участники

215 в т.ч. 7 учащихся и 1 руководитель Российско-Монгольской школы (РМШ)

На конференции подведены итоги научно-исследовательской, практической и творческой деятельности школьников и педагогов в ходе экологических практикумов и мероприятий, проводимых в рамках марафона «Созвездия Байкала - 2022».

Поставленные задачи выполнены:

- выявлены одаренные учащихся, владеющие высоким уровнем знаний по биологии, экологии, химии, физики, географии, байкаловедению и естествознанию;

- консолидированы усилия педагогов, родителей, научных работников вузов, общественности в развитии интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности учащихся;

- привлечено внимание детей и взрослых к экологическим аспектам повседневной жизни родного края;

- обобщён и популяризирован передовой педагогический опыт.

Все участники НПК «Созвездия Байкала» получили сертификаты в электронном виде, победители и призеры награждены дипломами.

Члены жюри отмечают высокий уровень представленных проектно-исследовательских работ учащихся и педагогов, многие из которых рекомендованы к публичным выступлениям на других конференциях и методических семинарах, а также, - к публикации исследовательских работ.

«”Живи, Байкал!” – то ли просим мы, произнося эту фразу, то ли молимся, чувствуя безысходность и находясь на грани отчаяния, то ли исступленно заклинаем, понимая, что жить ему всего ничего... Действительно, конструкция этой фразы допускает множественность толкований из-за использования императивной глагольной словоформы ”живи”...Живи... Но как? Благодаря нам? Вопреки? Быть может, несмотря на нас? Или лучше – без нас? Возможно ли сосуществование нас и Байкала в одной временной плоскости без ущерба последнему?...

Призрачная надежда на спасение есть. Имя ей – логика. Байкал должен логично стать смыслообразующей частью каждого из нас. Ценность Байкала не нужно прописывать в законах, о ней не нужно битый час говорить с трибун и экранов телевизора – её нужно осознавать. Формула этого осознания поражает свое простотой: Байкал – это вода, вода – это жизнь, а жизнь – это мы. Нет Байкала – нет воды. Нет воды – нет жизни. Без жизни нет нас. Взяв на вооружение эту формулу, можно свернуть горы: убрать мусор в Листвянке, очистить береговую линию озера, расклеить листовки о ценности и уникальности озера, напомнить туристам о вежливом обращении с Байкалом. И, конечно же, приехав в очередной раз в выходные на Байкал, сказать: «Мы вместе, Байкал!»

Эти пронзительно правдивые слова эссе «Живи, Байкал!» vs «Мы вместе, Байкал!» принадлежат Горбуновой Ирине Евгеньевне, учителю русского языка и литературы МАОУ г. Иркутска СОШ № 69. Честно признаемся: именно так думают все нормальные люди, именно этим чувством пронизаны все творческие литературные и художественные работы городского конкурса парада проектов «Живи, Байкал!», проводимого среди школьников и педагогов уже 20 лет подряд, в котором приняли участие тысячи неравнодушных иркутян.

2021 год губернатор Иркутской области объявил Годом Байкала! Хотя, возвращаясь к словам Ирины Евгеньевны, каждый год можно и должно объявлять Годом Байкала.

В 2021 году в литературно-художественном конкурсе творческих работ «Живи, Байкал!» приняли участие 1251 человек, в т.ч. 75 педагогов! – это наибольшее количество в сравнении с предыдущими годами. Члены жюри отмечают качественное исполнение литературных и художественных работ, многие из которых будут представлены в сборнике «Живи, Байкал! - 2021».

Итог литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал! - 2021» и списки победителей, призёров и лауреатов даны в сводных таблицах.

Итог литературного конкурса «Живи, Байкал!»:

https://disk.yandex.ru/i/GY5u5bzckUrx2Q

Итог художественного конкурса «Живи, Байкал!»:

https://disk.yandex.ru/i/kpVBqlkbgKOGkQ

Сертификат учащихся конкурса «Живи, Байкал!» 1-11 классы:

https://disk.yandex.ru/d/rC11LAHad4QQ1A?w=1

Сертификат педагогов конкурса «Живи, Байкал!»

https://disk.yandex.ru/d/KP8XSLDYGcIUzg?w=1

 Сертификаты участников необходимо распечатать, заполнить и поставить печать с подписью директора МКУ «ИМЦРО» до конца мая.

Убедительная просьба: пакет сертификатов от каждой образовательной организации приносит в МКУ "ИМЦРО" (ул. Ленина, 26) один ответственный куратор.

Дипломы победителей, призёров и лауреатов будут отправлены на электронный адрес, указанный при регистрации, либо на электронный адрес образовательной организации.

Поздравляем школьников и педагогов с таким значимым результатом своей творческий деятельности во имя защиты и сохранения на вечные времена нашей Жемчужины – Всемирного Природного Наследия! Обращаясь вновь к строкам Ирины Евгеньевны, понимаем, что мы, ныне живущие рядом с Байкалом, храним его в наследие нашим далеким потомкам.

Завершить обзор подведения итогов литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал! - 2021» позвольте проникновенными строками стихотворения «Чарующий сон» Пряжниковой Виктория Вячеславовны, учителя русского языка МБОУ г. Иркутска СОШ № 14:

Я увидела ночью чарующий  сон,

Чередой пронеслись как  картинки:

И суровый Байкал и река Ангара,

Огоньки красноглазой рябинки.

 

Мне приснился весенний черемухи сад,

Все такое до боли  родное –

И отеческий дом, и ночной звездопад

Безмятежность ночного покоя

 

Каждый день в  белоснежный Ромашковый рай

Меня манят  родные просторы

Это мой самый лучший загадочный край

Мой Байкал и Саянские горы.

 

Top