
02. У истоков. Зарождение образования (11)
Школы в предместье Рабочее
Подавляющее большинство постоянных жителей Рабочей слободы были малограмотны или вовсе неграмотны. Первая школа открылась здесь в 1884 году. В летописи Н.Романова есть запись, относящаяся к ноябрю этого года:
«Вновь прибывший в Ремесленную слободу священник О. Иннокентий Попов открыл для рабочедомских детей школу. Учащихся уже около 50 человек, из них некоторые ранее ходили на учение в Троицкое отделение Кладищевской школы». (Троицкое отделение находилось в районе современной улицы Чкалова).
В 1885 году в слободе были открыты две школы – Борисо–Глебское попечительство (церковно–приходская школа) и городское бесплатное училище на 30 мальчиков и девочек. 13 декабря была открыта первая в городе Воскресная школа. В мае 1891 года в ней обучалось 56 учениц и 50 учеников, в конце года число учеников достигло 160. Значительные средства на содержание школы жертвовали иркутские купцы. В частности, иркутский городской голова В. П. Сукачёв построил для народного училища специальное здание, которое сохранилось до наших дней (ул. Баррикад, 81). Училище это носило имя его отца – П. П. Сукачёва. Вопросы комплектования училища необходимым оборудованием и учебными пособиями городской голова также решал за счёт собственных средств.
Об Иркутской «навигацкой школе».
По Указу Губернатора от 20 июня 1753 года в 1754 году в Иркутске была открыта школа навигации и геодезии. Первыми учителями в ней были подпоручик Юсупов и прапорщик Бритов (имена в архивных данных отсутствуют). Изучаемые предметы: арифметика, черчение, геометрия, архитектура, геодезия.
Здание бывшего девичьего института
Первый корпус Иркутского Государтсвенного Университета (б. Гагарина, 20) является одним из интереснейших памятников города. Он отражает длительный период истории развития образования, науки и культуры Восточной Сибири. В нем до 20 мая 1920г. размещался Девичий институт — первое женское среднее учебное заведение Сибири, затем первый в Восточной Сибири университет.
Институт был организован по типу Смольного института в Петербурге и имел задачу подготовить образованных жен и матерей из детей господствующих слоев общества, в основном дворянства.
Вторая Хаминовская женская гимназия (классическая). Из воспоминаний Л. Тамм
Автор РедакторВторая Хаминовская женская гимназия (классическая). Из воспоминаний Л. Тамм
17 февраля 1913 года мне исполнилось шесть лет. Я уже умела читать, писать и считать. В приготовительный класс гимнами принимают с семи. Родные решили пока на год определить меня в обычную школу, чтобы я привыкала к общению с другими детьми, ведь воспитывалась я в тепличных и изолированных от других детей условиях.
Год прошел незаметно, я приобрела навык общения со сверстницами. Бабушка решила, что буду учиться во 2-й Хаминовской гимназии, а не в первой, где училась моя мама. Она считала, что там гимназисткам давали большую волю, они ходили на платный каток, где танцевали на коньках с гимназистами и офицерами, танцевали на роликах в скетинг-ринке у Ягджогло. Вот и дотанцевались, что Лёля с офицером сбежала с выпускного вечера. А во 2-й Хаминовской начальница строгая, её весь город знает, она таких безобразий не допустит.
В истории Иркутской гимназии публицистические страницы весьма ощутимы. Первая книга, где авторами «прозаических сочинений» выступили гимназисты под руководством учи теля словесности Поликсентьева, увидела свет еще в 1836 году. Она опубликована в Петербурге и для столицы эти рассказы стали своего рода откровением - Сибирь была немыслимо далекой окраиной. В числе авторов книги - тридцать семь человек, тираж ее немалый - тысяча экземпляров. Газета «Иркутские губернские ведомости» (№4, 1858г.) рассказала об этом событии через двадцать с лишним лет. По одному экземпляру книги преподнесли государю императору и некоторым членам царственной фамилии. Учитель Поликсентьев за книгу удостоился представления к ордену Святого Владимира.
Во все годы существования гимназии популярны были рукописные или отпечатанные на гектографе журналы и литературные сборники В конце 20-х начале 30-х годов в Иркутске выходил рукописный журнал «Домашний собеседник». Его выпускал преподаватель иркутской гимназии Н. И. Виноградский, печатавшийся в столичных изданиях под псевдонимом Заангарский сибиряк. В журнале, кроме стихов, повестей и статей самого Виноградского помещались произведения других преподавателей и учеников В 30-е годы гимназисты и сами издавали литературный журнал «Вечера досуга». Рукописные издания тех лет почти не сохранились Единственный экземпляр журнала «Вечера досуга» (Иркутск, 1838 г., 10 декабря, № 2) хранится в рукописном отделе Пушкинского дома.
В 1840 году иркутские гимназисты начали выпускать рукописный журнал «Звездочка». Но его существование прекратилось на первом же номере. По настоянию архиепископа Нила власти запретили его выпуск.
Рукописными изданиями были увлечены не только гимназисты В 1850-е годы иркутяне с нетерпением встречали новые выпуски рукописных журналов как ученических, так и взрослой творческой публики. Воспитанники низших классов Иркутской духовной семинарии явили читающим согражданам свой «учено-литературный журнал» «Козуля». Как долго он выходил, сейчас сказать трудно. Но география его распространения оказалась широкой – в 1973 году Научная библиотека Иркутского государственного университета получила из Парижа ценный дар - комплект из трех номеров рукописного журнала «Козуля» за 1856 год. Не исключено, что в руководстве изданием журнала принимал участие преподаватель истории в семинарии, известный в дальнейшем писатель М. В. Загоскин В 1856 под руководством все того же Загоскина начал выходить рукописный журнал «Мещанин» Один его номер сохранился до нашего времени Журнал этот отмечается определенно выраженной оппозиционной направленностью по отношению к генерал-губернатору Муравьеву (будущему Амурскому).
И хотя со второй половины XIX века в Иркутске стали одна за другой открываться новые типографии, начался выпуск газет, но рукописные журналы в учебных заведениях время от времени появлялись вновь и пользовались успехом. И даже в XX веке.
1888 г. – воспитанники духовной семинарии выпустили рукописный журнал под крамольным названием - «Разбойник». В 1890 году учащиеся выпустили 5 номеров журнала «Семинарская жизнь».
В 1899 году ученицы женской гимназии совместно с учащимися учительской семинарии затеяли рукописный журнал - «Подснежник» Вышло восемь его номеров.
Шинкарева А. П. Дорога в будущее. Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI - Иркутск: Редакционно-издательский отдел «МиГ» ООО НИЦ «Экосфера-Байкал», 2002 – С.20
1 февраля 1781 для обучения детей грамоте открыта Иркутская «градская гражданская школа» «при хорошем подборе книг, в том числе и энциклопедии «Деламберо-Дидротовской, ценою на 2000 р., по ходатайству новоопределенного губернатора Клички». На расходы школе было назначено 200 руб. в год от городового магистрата, жалование учителям выплачивалось из купеческих взносов.
Основатели школы – деятели городского самоуправления – рассчитывали, что этот «рассадник народного образования встретит сочувственный отклик» в среде населения г. Иркутска. Действительно, имелись данные, по которым можно было судить, что школа заинтересует родителей и купеческое сословие. Так, подписка на оборудование школы дала настолько хорошие результаты, что появилась возможность построить на эти деньги собственное помещение.
В 1868 г. педагог Мария Гавриловна Тюменцева, выпускница первого выпуска местного Девичьего института 1849 г., предложила открыть в Иркутске новое образовательное заведение в виде так называемого «Детского сада». Инициатива ее была встречена современниками «с некоторой холодностью», что вполне объяснимо. Идея М.Г. Тюменцевой многим казалась непонятной, опыт таких заведений отсутствовал не только в Сибири, но и в Европейской России.
Девичий институт Восточной Сибири, получивший в 1896 официальное название – Иркутский институт императора Николая I, открыт в 1845, и первоначально размещался в двухэтажном деревянном доме на берегу Ушаковки (недалеко от нынешнего автовокзала). Постройка нового каменного трехэтажного корпуса на берегу Ангары (1856–1861 (архитектор А.Е. Разгильдеев); ныне в этом здании физический и математический факультеты ИГУ, бульвар Гагарина, 20), а затем удлинение двух его боковых крыльев (1892 и 1913) создали солидную материальную базу для развития института. Средства для его строительства и расширения были пожертвованы местными купцами.
В 1725 г. по указу Петра I при Иркутском Вознесенском монастыре была организована школа «мунгальского языка». Настоятелем Вознесенского монастыря в это время был Анатолий Платковский, приехавший в Сибирь из Киева. Школа помещалась в специальном здании, выстроенном на косогоре, против монастырских стен.
Проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров для народных школ Иркутской губернии всегда стояла достаточно остро.
Поэтому в 1872 году на средства казны была открыта Иркутская учительская семинария.
Порядок приема учащихся в учительские семинарии Восточной Сибири строго регламентировался «Положениями об учительских семинариях» и «Инструкцией» 1875 года. При приеме необходимо было представить следующие документы: метрическая выпись, свидетельство об успехах и поведении от училища, в котором он ранее обучался, свидетельство о прививке оспы. Последний документ был обязательным, так как здоровью учащихся удалялось повышенное внимание: все поступающие подвергались обязательному медицинскому осмотру. Имевшие недостатки – близорукость, косноязычность, эпилепсию, сыпи на коже – не допускались к вступительным экзаменам. Для поступающих в учительские семинарии также устанавливался возрастной ценз – не менее 16 лет. Вследствие этого обычный возраст воспитанников первого класса составлял 16–17 лет.
Подробнее ...
В 1779 году решением Святейшего Синода и по Указу императрицы Екатерины II было принято решение об открытии семинарии в Иркутске.
5 апреля 1780 года открыл семинарию епископ Иркутский Михаил (Миткевич). Семинария готовила священников и миссионеров для региона Восточной Сибири. Среди предметов в ней изучались восточные языки — китайский, маньчжурский, монгольский, а также языки и диалекты сибирских и северных народностей.
Выпускники семинарии помогали «инородцам» создавать свои азбуки, составляли разговорники, проводили широкую издательскую деятельность, нередко печатая книги на языках и диалектах сибирских народов.