
02. У истоков. Зарождение образования (17)
"Школа для детей беженцев при духовной семинарии"
Желая прийти на помощь иркутскому комитету союза городов в деле призрения детей беженцев до школьного возраста, преподаватели иркутской духовной семинарии организовали школу для детей беженцев, в которую было принято 40 детей обоего пола в возрасте от 7 до 12 лет. Для привлечение детей в школу, особому комитету, руководящему школой пришлось организовать обход убежищ и уговаривать беженцев отдать своих детей в школу. На очереди встал вопрос о снабжении детей одеждой, но в этом помог иркутский комитет союза городов, иркутский комитет Красного Креста и частные пожертвования. Далее была организована выдача детям завтраков. Во всем этом горячее участие пронимал кружек дам жён преподавателей семинарии. Учительницей школы была приглашена Л. В. Колодезникова.
"Пионер женского образования в Сибири".
Им стал Сиропитательный Дом, учреждённый в городе на капитал купеческой вдовы Елизаветы Медведниковой в 1837 году. Он предназначался для воспитания девочек из бедных семей и сирот. Воспитанницы содержались в доме до 16 лет, где их обучали грамоте, рукоделию и домашнему хозяйству. Для содержания этого банка учредили банк, который со временем стал одним из крупнейших частных банков в Сибири. Купцы открывали там счета-пожертвования на строительство первого в Сибири среднего учебного заведения для девочек - Девичьего института им. Николая I.
«От первой школы к первому народному училищу»
Еще в 60-х годах XVIII века власти Иркутска сообщали, что школ в городе нет. … «а обучают детей своих словесно, как оное есть обыкновенно грамоте у разных, а особливо духовных чинов».
Далеко не все купцы сознавали необходимость и пользу образования. Петровские преобразования потребовали большого числа образованных людей, более углубленных знаний и опытных специалистов. Особенно остро эта проблема стояла в Сибири в связи с широкомасштабным изучением ее природных ресурсов. На обращение губернатора Ф.Н. Клички о необходимости учреждения городского училища положительно ответили только трое купцов.
Начальное образование в Иркутске в начале XX века.
18 января 1911 года МНП произвело однодневную перепись начальных школ в Империи. Наибольшее количество начальных школ, ко времени переписи, было в городе Иркутске. Здесь находилось 42 школы (31 приходская школа, 9 церковно-приходских школы, 2 железнодорожные школы и др.).
На развитие сибирской и, в частности, иркутской школы прямое влияние оказала правительственная политика в сфере просвещения. История развития народного образования в России начинается с появления частных школ. Традиции частного, домашнего образования были принесены первыми переселенцами из Европейской России в Сибирь. С открытием официальных учебных заведений частные школы составили им конкуренцию, усложняли контроль за ними, поэтому часто не поощрялись государством, напротив, запрещались. В XVIII веке были открыты первые официальные общеобразовательные школы. В 1720 году был принят “Регламент Главному магистрату”, предусматривавший создание городскими обществами “градских” школ, но он не имел обязательного действия и долгое время не выполнялся.
В 1828 г. был разработан новый устав на основе принципа «каждому сословию свой уровень образования».
В первой половине XIX века начальное образование можно было получить в приходских училищах, где в основном обучались дети крестьян. Мальчиков принимали с 8, девочек до 11 лет. Учебный год начинался после окончания полевых работ в октябре и заканчивался в апреле. Они содержались на средства местного населения, и изучение Закона Божьего было обязательным, наряду с чтением, письмом и началами арифметики, и даже краткими наставлениями по сельскому домоводству. После его окончания через год можно было поступить в уездное училище, которые предназначались, в основном, для городских сословий, где обучение было рассчитано на 3 года, с сентября по июнь, по 28 часов в неделю, с 9 до 12, потом с 2 до 4 или 5 часов пополудни. Продолжали изучение Закона Божьего, русский язык, чистописание, арифметику, начальные сведения по геометрии, естественной истории и физики, географии, правила слога, отечественную и всеобщую историю, рисование. В некоторых училищах открывались курсы по правоведению и судопроизводству в области торговли, экономики и бухгалтерии, технологии строительства и архитектуры, сельского хозяйства и садоводства.
Школы в предместье Рабочее
Подавляющее большинство постоянных жителей Рабочей слободы были малограмотны или вовсе неграмотны. Первая школа открылась здесь в 1884 году. В летописи Н.Романова есть запись, относящаяся к ноябрю этого года:
«Вновь прибывший в Ремесленную слободу священник О. Иннокентий Попов открыл для рабочедомских детей школу. Учащихся уже около 50 человек, из них некоторые ранее ходили на учение в Троицкое отделение Кладищевской школы». (Троицкое отделение находилось в районе современной улицы Чкалова).
В 1885 году в слободе были открыты две школы – Борисо–Глебское попечительство (церковно–приходская школа) и городское бесплатное училище на 30 мальчиков и девочек. 13 декабря была открыта первая в городе Воскресная школа. В мае 1891 года в ней обучалось 56 учениц и 50 учеников, в конце года число учеников достигло 160. Значительные средства на содержание школы жертвовали иркутские купцы. В частности, иркутский городской голова В. П. Сукачёв построил для народного училища специальное здание, которое сохранилось до наших дней (ул. Баррикад, 81). Училище это носило имя его отца – П. П. Сукачёва. Вопросы комплектования училища необходимым оборудованием и учебными пособиями городской голова также решал за счёт собственных средств.
Об Иркутской «навигацкой школе».
По Указу Губернатора от 20 июня 1753 года в 1754 году в Иркутске была открыта школа навигации и геодезии. Первыми учителями в ней были подпоручик Юсупов и прапорщик Бритов (имена в архивных данных отсутствуют). Изучаемые предметы: арифметика, черчение, геометрия, архитектура, геодезия.
Здание бывшего девичьего института
Первый корпус Иркутского Государтсвенного Университета (б. Гагарина, 20) является одним из интереснейших памятников города. Он отражает длительный период истории развития образования, науки и культуры Восточной Сибири. В нем до 20 мая 1920г. размещался Девичий институт — первое женское среднее учебное заведение Сибири, затем первый в Восточной Сибири университет.
Институт был организован по типу Смольного института в Петербурге и имел задачу подготовить образованных жен и матерей из детей господствующих слоев общества, в основном дворянства.
Вторая Хаминовская женская гимназия (классическая). Из воспоминаний Л. Тамм
РедакторВторая Хаминовская женская гимназия (классическая). Из воспоминаний Л. Тамм
17 февраля 1913 года мне исполнилось шесть лет. Я уже умела читать, писать и считать. В приготовительный класс гимнами принимают с семи. Родные решили пока на год определить меня в обычную школу, чтобы я привыкала к общению с другими детьми, ведь воспитывалась я в тепличных и изолированных от других детей условиях.
Год прошел незаметно, я приобрела навык общения со сверстницами. Бабушка решила, что буду учиться во 2-й Хаминовской гимназии, а не в первой, где училась моя мама. Она считала, что там гимназисткам давали большую волю, они ходили на платный каток, где танцевали на коньках с гимназистами и офицерами, танцевали на роликах в скетинг-ринке у Ягджогло. Вот и дотанцевались, что Лёля с офицером сбежала с выпускного вечера. А во 2-й Хаминовской начальница строгая, её весь город знает, она таких безобразий не допустит.
Подробнее ...
В истории Иркутской гимназии публицистические страницы весьма ощутимы. Первая книга, где авторами «прозаических сочинений» выступили гимназисты под руководством учи теля словесности Поликсентьева, увидела свет еще в 1836 году. Она опубликована в Петербурге и для столицы эти рассказы стали своего рода откровением - Сибирь была немыслимо далекой окраиной. В числе авторов книги - тридцать семь человек, тираж ее немалый - тысяча экземпляров. Газета «Иркутские губернские ведомости» (№4, 1858г.) рассказала об этом событии через двадцать с лишним лет. По одному экземпляру книги преподнесли государю императору и некоторым членам царственной фамилии. Учитель Поликсентьев за книгу удостоился представления к ордену Святого Владимира.
Во все годы существования гимназии популярны были рукописные или отпечатанные на гектографе журналы и литературные сборники В конце 20-х начале 30-х годов в Иркутске выходил рукописный журнал «Домашний собеседник». Его выпускал преподаватель иркутской гимназии Н. И. Виноградский, печатавшийся в столичных изданиях под псевдонимом Заангарский сибиряк. В журнале, кроме стихов, повестей и статей самого Виноградского помещались произведения других преподавателей и учеников В 30-е годы гимназисты и сами издавали литературный журнал «Вечера досуга». Рукописные издания тех лет почти не сохранились Единственный экземпляр журнала «Вечера досуга» (Иркутск, 1838 г., 10 декабря, № 2) хранится в рукописном отделе Пушкинского дома.
В 1840 году иркутские гимназисты начали выпускать рукописный журнал «Звездочка». Но его существование прекратилось на первом же номере. По настоянию архиепископа Нила власти запретили его выпуск.
Рукописными изданиями были увлечены не только гимназисты В 1850-е годы иркутяне с нетерпением встречали новые выпуски рукописных журналов как ученических, так и взрослой творческой публики. Воспитанники низших классов Иркутской духовной семинарии явили читающим согражданам свой «учено-литературный журнал» «Козуля». Как долго он выходил, сейчас сказать трудно. Но география его распространения оказалась широкой – в 1973 году Научная библиотека Иркутского государственного университета получила из Парижа ценный дар - комплект из трех номеров рукописного журнала «Козуля» за 1856 год. Не исключено, что в руководстве изданием журнала принимал участие преподаватель истории в семинарии, известный в дальнейшем писатель М. В. Загоскин В 1856 под руководством все того же Загоскина начал выходить рукописный журнал «Мещанин» Один его номер сохранился до нашего времени Журнал этот отмечается определенно выраженной оппозиционной направленностью по отношению к генерал-губернатору Муравьеву (будущему Амурскому).
И хотя со второй половины XIX века в Иркутске стали одна за другой открываться новые типографии, начался выпуск газет, но рукописные журналы в учебных заведениях время от времени появлялись вновь и пользовались успехом. И даже в XX веке.
1888 г. – воспитанники духовной семинарии выпустили рукописный журнал под крамольным названием - «Разбойник». В 1890 году учащиеся выпустили 5 номеров журнала «Семинарская жизнь».
В 1899 году ученицы женской гимназии совместно с учащимися учительской семинарии затеяли рукописный журнал - «Подснежник» Вышло восемь его номеров.
Шинкарева А. П. Дорога в будущее. Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI - Иркутск: Редакционно-издательский отдел «МиГ» ООО НИЦ «Экосфера-Байкал», 2002 – С.20
1 февраля 1781 для обучения детей грамоте открыта Иркутская «градская гражданская школа» «при хорошем подборе книг, в том числе и энциклопедии «Деламберо-Дидротовской, ценою на 2000 р., по ходатайству новоопределенного губернатора Клички». На расходы школе было назначено 200 руб. в год от городового магистрата, жалование учителям выплачивалось из купеческих взносов.
Основатели школы – деятели городского самоуправления – рассчитывали, что этот «рассадник народного образования встретит сочувственный отклик» в среде населения г. Иркутска. Действительно, имелись данные, по которым можно было судить, что школа заинтересует родителей и купеческое сословие. Так, подписка на оборудование школы дала настолько хорошие результаты, что появилась возможность построить на эти деньги собственное помещение.
В 1868 г. педагог Мария Гавриловна Тюменцева, выпускница первого выпуска местного Девичьего института 1849 г., предложила открыть в Иркутске новое образовательное заведение в виде так называемого «Детского сада». Инициатива ее была встречена современниками «с некоторой холодностью», что вполне объяснимо. Идея М.Г. Тюменцевой многим казалась непонятной, опыт таких заведений отсутствовал не только в Сибири, но и в Европейской России.
Девичий институт Восточной Сибири, получивший в 1896 официальное название – Иркутский институт императора Николая I, открыт в 1845, и первоначально размещался в двухэтажном деревянном доме на берегу Ушаковки (недалеко от нынешнего автовокзала). Постройка нового каменного трехэтажного корпуса на берегу Ангары (1856–1861 (архитектор А.Е. Разгильдеев); ныне в этом здании физический и математический факультеты ИГУ, бульвар Гагарина, 20), а затем удлинение двух его боковых крыльев (1892 и 1913) создали солидную материальную базу для развития института. Средства для его строительства и расширения были пожертвованы местными купцами.