Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
12. Дошкольное образование

12. Дошкольное образование (46)

В профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введён нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного ДО — Федеральная программа дошкольная образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»(https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=loqvxou4py925682594).

 Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из ДОУ и школы. Задачами образовательного комплекса являются повышение эффективности использования педагогического потенциала образовательных учреждений за счёт интеграционных процессов; создание условий, обеспечивающих реализацию принципа непрерывного образования; повышение компенсационных качеств получаемого образования в условиях экономической нестабильности; повышение эффективности использования материально-технической базы образовательных учреждений; привлечение дополнительных финансовых потоков за счёт внебюджетных источников; удовлетворение потребностей предприятий и организаций в подготовке квалифицированных специалистов.

Дошкольное образование в Иркутске: перспективы

В 2020 годах образовательная политика города Иркутска учитывает все инновационные изменения, происходящие в системе образования страны и региона в ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования, приоритетного национального проекта «Образование». Главным механизмом реализации муниципальной системы образования является муниципальная программа «Образование», утверждённая постановлением администрации города Иркутска от 31.12.2019 года № 031-06-1063/9. Основная цель МП «Образование» заключается увеличение доступности услуг дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; совершенствование психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и их родителей; повышение качества управления с целью достижения высоких образовательных результатов.

В сложные 90-е годы на фоне падения рождаемости во всей стране массово закрывались муниципальные детские сады. С началом 2000-х ситуация в стране изменилась в лучшую сторону, и люди вместе с крепнущей уверенностью в завтрашнем дне стали обзаводиться потомством. Рождаемость в Иркутске растет в течение последних нескольких лет: так, в 2012 году в городе родилось 9193 ребенка, на 320 малышей больше, чем в 2011 году. Коэффициент рождаемости достиг 15,4 человек на тысячу жителей — в последний раз подобный уровень был зафиксирован в 1990 году. Вместе с возвратом к положительным моментам того времени вернулись и проблемы: через два-три года все эти малыши должны пойти в детские сады, которых не хватает.

День воспитателя и всех дошкольных работников

Профессиональный праздник работников дошкольного образования в Российской Федерации. Праздник появился в 2004 году. Тогда журналисты изданий "Обруч", "Детский сад со всех сторон" и "Дошкольное образование" попросили обратить внимание на заслуги воспитателей. Они предложили в честь этого ввести новый праздник – День воспитателя. Президент РФ Владимир Путин поддержал эту идею и подписан указ, согласно которому этот праздник принято отмечать 27 сентября. Официальный статус он получил в 2016 году. (Правительство закрепило это в соответствующем документе. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2016 г. N 577 "Об установлении профессионального праздника - Дня воспитателя и всех дошкольных работников"). Его поддержали авторы большинства основных дошкольных программ, педагоги детских садов и многие родители.

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание на 2001 - 2005 гг.» особую значимость приобрели вопросы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка.

Показателем в этом направлении стал опыт работы ДОУ № 139, где педагогами M.B. Быковой, Н.В. Меджидовой была разработана экспериментальная программа «Мировая художественная культура» как система художественного эстетического образования и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения».

Единая программа для всех дошкольных учреждений не соответствовала современной ситуации, время требовало вариативных программ, более гибких, поддающихся систематическому обновлению, учитывающих состояние общественной жизни страны и особенности региона. Министерство образования РСФСР предложило ввести вариативные программы двух типов:

- общеразвивающие (базисные); специализированные (по отдельным видам деятельности, учитывающие потребности родителей и современной школы).

Несмотря на сложности времени, коллективы дошкольных учреждений продолжали работать, осваивали новые формы и методы работы с детьми, создавая оптимальные условия для развития детей, которым предстояло жить в ХХІ веке.

Стимулом для профессионального роста дошкольных специалистов стали региональные конкурсы (существующие и сейчас) на получение премии мэра города «Лучший педагог, воспитатель ДОУ» и губернатора Иркутской области «Лучший педагогический работник в сфере дошкольного образования».  Самостоятельный профессиональный смотр-конкурс «Воспитатель года» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений проводится в Иркутской области с 2010 г. До этого воспитатели выступали в одной конкурсной категории с учителями школ и, по мнению многих в системе дошкольного образования, практически не могли составить конкуренцию своим коллегам из общеобразовательных учреждений. Организатором и учредителем конкурса выступило министерство образования Иркутской области при сотрудничестве с областной организацией профсоюза работников народного образования и науки.

Начало ХХІ века -период постепенного выхода нашего государства из кризисной ситуации. Изменения, происходящие в экономическом, социальном и культурном пространстве, обусловили необходимость обновления всей системы народного образования, в том числе и дошкольного образования. Обновление системы дошкольного образования предполагало организацию работы по следующим направлениям:

-  многофункциональность;

- внедрение новых типов и видов дошкольных учреждений, их вариативность и многообразие образовательных программ;

- воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- изменение структуры управления образованием и деятельностью управленческого аппарата;

Руководствуясь приказом ГУО и ПО администрации Иркутской области от 30.12.1999г. № 1098 «Об аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Иркутской области», областной центр лицензирования, аттестации и гос. аккредитации продолжает работу по аттестации инновационных и специализированных ДОУ.

Опыт аттестации МДОУ г. Иркутска был представлен Г.А. Ицковой, начальником отдела дошкольного образования Департамента образования в 2004 году на научно-практической межрегиональной конференции «Эксперимент и опыт в дошкольном образовании: поиск и взаимодействие».

Страница 2 из 4
Top