12. Дошкольное образование (46)
Дошкольное образование в условиях рыночной реформы 1992-2002 гг.
РедакторНа календаре - 1990 год, который войдёт в историю как год выживания, невыплаты зарплат, очередей, талонов и дефицита, всё это вызывало недовольство народа, выливавшееся в смуту и митинги. Для того чтобы объективно представить историю развития дошкольного образования в обозначенный период, необходимо вспомнить направления экономических реформ, оказавших влияние на деятельность дошкольных учреждений.
В первую очередь это либерализация цен, освобождение цен от государственного регулирования с января 1992 г. Началось насыщение рынка товарами народного потребления, в основном за счет импортных товаров, что привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности. Большинство промышленных предприятий города вынуждены были уменьшать объемы производства, сокращать поставку своей продукции торговлю. B городе не осталось ни одного работающего, над которым бы не нависла угроза сокращения.
Актуальной проблемой для дошкольных учреждений остается подготовка детей к школе. В декабре 1976 года инспекция ОблОНО и методисты ИУУ проверили состояние подготовки детей к школе в детских садах Иркутска. Анализ показал, что в 141 дошкольном учреждении города воспитывается 27 тысяч детей, в том числе детей шестилетнего возраста 5,5 тысяч, выпускники детских садов составили 78,8% первоклассников (по стране 72%). Проверяющие констатировали, что качественный состав кадров удовлетворительный, 95% заведующих и воспитателей имеют высшее или среднее специальное педагогическое образование (по области 79%).
Нормативные документы по развитию дошкольного образования в «доперестроечный» период (1960-1980 гг.)
РедакторСложившаяся к этому времени обстановка в стране требовала социально-экономических и политических изменений. Для дальнейшего повышения качества народного образования правительством страны было принято решение о реформировании всех звеньев системы образования, что нашло отражение в документах, принятых правительством в эти годы.
Нормативные документы по развитию дошкольного образования в «доперестроечный» период (1980-1986 гг.)
РедакторК началу 80-х годов ХХ века по своим масштабам, материальному обеспечению, уровню воспитательной работы с детьми советская система общественного дошкольного воспитания занимало одно из ведущих мест в мире. Однако наряду с достижениями были и недостатки в организации воспитательной работы с детьми: формализм, неумение оценить возрастные особенности детей, что повлекло за собой умственную и физическую перегрузку детей. Для дальнейшего повышения качества народного образования правительством страны было принято решение о реформировании всех звеньев системы образования, что нашло отражение в документах.
Выполняя решения партийных съездов, отвечая на запросы населения, власти города, органы народного образования совместно с различными ведомствами проводили масштабную работу по расширению сети дошкольных учреждений. Областной и городской отделы народного образования на повестку дня ставят вопрос о рациональном размещении сети дошкольных учреждений. Начинается работа по изучению потребности каждого населенного пункта и предприятия в дошкольных учреждениях. На основе глубокого анализа составляется план дальнейшего развития сети детских садов. Первоочередное строительство дошкольных учреждений было намечено осуществлять в районах с высоким уровнем занятости женщин в общественном производстве и в районах-новостройках.
В 1970 году Иркутская область была признана лучшей в России по развитию дошкольного образования. Это стало возможным благодаря активной работе педагогов и научных работников в области дошкольной педагогики. В этот период стали появляться новые формы работы детских садов, такие как группы продленного дня или группы кратковременного пребывания. Также активно внедрялись новые методики и технологии обучения, нацеленные на развитие комплексной личности ребенка. Также в этот период стало проводиться больше научно-методической работы по совершенствованию дошкольного образования. Также стали популярны проведение детских мероприятий вне стен детского сада: спортивные состязания, экскурсии, кружки и студии. В этот период было много различных спортивных и культурных мероприятий, которые повышали интерес к дошкольному образованию и способствовали развитию детей.
Детские ясли появились в российских городах еще до революции, в основном при крупных промышленных предприятиях, заинтересованных в использовании матерей новорожденных детей в качестве рабочей силы. Начало действия первых яслей относится к 1899 г. В этот год Благотворительное общество приобретает дом по 1-й Иерусалимской улице (ныне 1-ая Советская) на пожертвования, поступившие от Щербаковой и от железнодорожных служащих и составившие сумму в 3300 рублей, в память покойного врача Николаева. На эту общую сумму приобретается, ремонтируется и приспосабливается просторный дом для яслей. Помещения для яслей состояли из шести комнат, четыре из них предназначались для детей: зал, столовая, спальня для грудных младенцев с пятью кроватками и уборная. Остальные две комнаты были заняты кухней и помещением для надзирательницы. Цель приюта «Ясли» состояла в оказании помощи бедным, обременённым детьми женщинам, где они могли оставить своих детей на время выполнения своих дневных работ.
Послевоенные годы в истории советских детских яслей явились особым периодом. К 1958 году в городе уже насчитывалось 76 дошкольных учреждений, к 1960 году было построено 20 детских садов на 1725 мест и 8 яслей на 366 мест.
Задачи развития дошкольного воспитания, содержание работы с детьми на данном историческом этапе определялись основными направлениями экономического и социального развития нашей страны. Продолжает меняться облик и нашего города: вырастают новые многоэтажные дома в районе Свердловского предместья, ГЭС, в Ленинском районе, в Маратовском предместье, в Лисихе, на площади Декабристов, на бульваре Гагарина.
B дошкольных учреждениях во многом способствовала контролирующая деятельность специалистов ГОРОНО. Проверки осуществлялись инспекторами по дошкольному воспитанию по различным аспектам: доведение наполняемости групп до установленных норм, пополнение материальной базы педагогического процесса, обеспечение игровой деятельности на участках, контроль за подготовкой воспитателей к работе с детьми и др.
Развитие дошкольного образования в послевоенные годы (нормативно-правовые документы)
РедакторВ первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров.
Подробнее ...
Подготовка педагогических кадров для детских садов (нормативно-правовые документы)
РедакторВ первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось увеличение количества и улучшение подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе воспитателей детских садов и яслей. Чтобы воспитатель справился со стоящими перед ним задачами, он должен быть политически грамотным, хорошо разбираться в вопросах коммунистического воспитания детей, иметь специальные знания, владеть методикой рисования и лепки, графическими навыками, знать основы агрономии. Осуществление в школе политехнического обучения обязывало дошкольных работников пересмотреть содержание педагогической работы в детском саду, уделять больше внимания трудовому воспитанию, особенно труду детей в природе, привитию им интереса к технике.
Шел последний год войны, но страна думала о будущем, ей нужны были кадры воспитателей, дошкольных работников. К этому времени у государства появилась возможность для увеличения государственных расходов на содержание маленьких детей. Правительство принимает несколько важных документов, в которых была подчеркнута значимость общественного дошкольного воспитания и определены направления его дальнейшего развития. На строительство новых детских садов в бюджете города средств не хватало.
Состояние дошкольного воспитания в городе в годы Великой Отечественной войны - 1 этап (1941 – 1942 гг.)
UniversalВ памяти поколений навсегда останется народный подвиг, мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла. Победу приближали и люди, отвечающие за жизнь маленьких детей- дошкольные работники.
Забота о подрастающем поколении стала одной из важнейших государственных задач. Стратегическими задачами для всех органов власти, общественных организаций стали:
1. Сохранение жизни и здоровья детей.
2. Сохранение существующей системы образования и перестройка её в соответствии с условиями и требованиями военного времени.
Системе дошкольного образования в истории дошкольной педагогики уделяли большое внимание. Началом создания системы дошкольного образования в России принято считать 1917 год. 20 декабря 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». В 1920 года начинается формирование сети дошкольных учреждений в Иркутской области, при ГубОНО и уездных отделах образования организуются подотделы по дошкольному воспитанию. В декрете Наркомпросса от 28.12.1917 говорится: «Введение дошкольного воспитания в общую систему народного образования имеет своею задачей положить начало общественному воспитанию ребенка уже на первых ступенях его развития…». В резолюции Первого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию утоняется:«… освободить работницу – мать и предоставить ей возможность принять участие в общественном строительстве новой жизни, съезд признает желательным и возможным продолжить пребывание ребенка в детском саду на все время рабочего дня матери…».