Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

С 24 по 28 марта 2025 г. в рамках муниципального события «Калейдоскоп образовательных решений и точек профессионального роста» проведены значимые мероприятия для школьников и педагогических работников по экологическому воспитанию. 24 марта в СОШ №35 подведены итоги IV всероссийского интеллектуально-творческого конкурса  «Мысли глобально - действуй локально», в котором участвовали 11 команд из городов России: Иркутска, Архангельска, Томска и Санкт-Петербурга: «Природа в наших руках» МБОУ г. Иркутска СОШ № 26; «Рыбки Гуппи» МАОУ Лицей ИГУ; «Воздуханы» МАОУ Лицей ИГУ; «Приморский десант» МБОУ ЭБЛ г. Архангельска; «Эко-волна» МБОУ г. Иркутска СОШ № 55; «Феникс» МБОУ г. Иркутска СОШ № 57; «БЭМС» ГБОУ гимназия № 24 Имени И.А. Крылова г. Санкт Петербург; «Капельки» МАОУ СОШ № 16 г. Томска; «Молодая смена» МАОУ Заозерная  СОШ № 16 г. Томска; «Дети Арктики»  МБОУ ЭБЛ г. Архангельск; «На волне» МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Команды соревновались в творчестве, эрудиции и понимании важности решения экологических проблем сегодня, на своей малой Родине, чтобы будущим поколениям наша планета досталась цветущей и биоразнообразной - таковы основные принципы устойчивого развития. Лучшие показатели во всех трех этапах показали команды «Эко-волна»,  «БЭМС»,  «Капельки». Лучшее «Послание миру представили команды «Феникс», «Молодая смена»,  «Дети Арктики». Жюри отмечают высокий уровень эрудиции и творчества участников, гордость за подрастающее ответственное поколение. Выражаем благодарность руководителям и капитанам команд! С творческими работами можно ознакомиться по ссылке:  https://cloud.mail.ru/public/xS3W/oDcrVp71z  25 марта 2025 г. В СОШ № 35 прошла V Иркутская митап-конференция «Образование для устойчивого развития: взаимодействие, сотрудничество, инновации». На встрече единомышленников присутствовали педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений г. Иркутска, Иркутской области, Санкт-Петербурга и Воронежа. Также свои творческие работы представили учащиеся школ. В общей сложности в конференции приняло участие 97 педагогов и 39 учащихся. Общение в четырех секциях было ярким, насыщенным. Происходил творческий диалог и взаимообучение. Представлен очень интересный опыт: применение STEM технологий, экологизация языка, формирование экологоцентрического мышления, организационные формы воспитания творческой личности и экологической культуры, методы интеллект-карт, социальное проектирование и исследовательская деятельность, патриотическое воспитание и детские проекты «Герой Великой Отечественной войны в моей семье». Учащиеся выступали с творческими работами и номерами, посвященными защите окружающей среды и гражданской ответственности. Никулина Н. А., д. б. н., профессор кафедры общей биологии и экологии ИУПР, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона ФГБОУ ВО ИРГАУ им. А.А. Ежевского отметила значимость конференции, которая уже пять лет позволяет педагогам города раскрывать свои наработки в области образования в целях устойчивого развития, отметила важность взаимодействия в экологическом просвещении и воспитании, профориентации сетевого взаимодействия детский сад – школа – колледж - вуз. В продолжении этого важного сотрудничества 27 и 28 марта в СОШ №7 состоялась IV региональная конференция «Экологическое воспитание», на которой 93 участника представили 67 исследовательских экологических проектов. 27 марта прошел «День школьника», состоящий из двух этапов. Присутствовало 40 учащихся и студентов: кафедра ЕНД ПИ ИГУ, Хужирская СОШ, Ольхонского района, станция юннатов г. Бодайбо, Большереченская СОШ, ОК «Точка будущего», ОК «Крылья», лицей №2, СОШ №№ 1, 6, 7, 24, 57, 64, 75 г. Иркутска. На первом этапе Кузеванова Е.Н., к.б.н., руководитель Экологического образовательного центра Байкальского музея СО РАН провела практикум - как организовать исследовательскую экологическую деятельность и оформить исследовательскую проектную работу. В ходе практикума были сформированы 6 команд, которые разработали и защитили свои творческие проекты «Эко-логичный поселок» на берегу Байкала. На втором этапе ребята представляли свои социально-значимые исследовательские проекты: «Школьная эколого-просветительская тропа «Ольхонский заповедный путь», «Экологическое состояние территории поселка Жилкино», создание книги «Увлекательное экологическое путешествие по Иркутской области для детей», «Анализ возможности использования нейросети для определения названия растения по его изображению и названию генерации изображения», «Видовое разнообразие шляпочных грибов окрестностей посёлка Большая Речка», «Исследование динамики численности и видового состава коловраток пелагиали Южного Байкала», «Загрязнители почвы и их опасность для человека», «Вертикальное распределение возрастных стадий развития Epischura baikalensis Sars, 1900 в озере Байкал», «Фитопланктонное сообщество озера Байкал», «Эколидерство: будущее начинается здесь», «Биографический очерк Тарасовой Евгении Николаевны», «Изучение эффективности метода Д. Миттлайдера при создании благоприятного агрофона для сельскохозяйственных культур Сибири», «Буккроссинг - спаси дерево» и др. Все школьники получили ценные подарки и дипломы лауреатов. 28 марта была продолжена IV региональная конференция «Экологическое воспитание» для педагогов. В пленарной части прозвучали доклады спикеров: Мотовилова Н.В., директор СОШ №7 «Непрерывное экологическое образование в условиях реализации обновлённых ФГОС региональной площадки», Кузеванова Е.Н., к.б.н., зав. каф. музееведения Байкальского музея СО РАН «Байкаловедение в школе: развитие методической базы преподавания», группа ученых ИРГАУ: Никулина Н.А., д.б.н., профессор, Мартемьянова А.А., к.б.н., доцент, зав. каф. общей биологии и экологии, Шеметова И.С., к.б.н., доцент каф. ботаники и ландшафтного дизайна продемонстрировали «Использование различных методических приемов при проведении экошколы», педагоги «Дворца творчества»: Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А. и Гайда А.А, ПДО представили тему «Образовательный интенсив по экологическому воспитанию», Гулин А.А., к.б.н., руководитель проекта «Открываем Байкал» продемонстрировал своё видение ученого на экологическое воспитание в современных условиях. Дальнейшая работа конференции была организована на 4 секциях: 2 секции «Современные педагогические технологии в экологическом воспитании» и 2 секции «Экологическое воспитание младших школьников и дошкольников через деятельностный подход». Свои педагогические экологические исследования представили воспитатели детских садов №15 г. Белгород, №№ 2, 58, 90, 128, 164 г. Иркутска; педагоги Хужирской (Ольхонскй р-н), Ухтуйской (Зиминский р-н) Ново-Удинской СОШ, СОШ №7 п. Култук, Галкинской НОШ, ЦОПП Иркутской области (Тулунский аграрный техникум), ФБГУ «Заповедное Прибайкалье», ФГКОУ «Иркутское суворовское училище», ОК «Точка будущего», ОК «Крылья», СОШ г. Иркутска №№ 3, 6, 7, 14, 16, 35, 38, 40, 57, 63, 64, 71, 75. По завершении работы конференции, в сформированной на круглом столе резолюции, был обсуждён перспективный план продвижения системы непрерывного экологического воспитания и образования в г. Иркутске и Иркутской области, а также развития тесного сотрудничества между детскими садами, школами, колледжами и вузами. Принято решение издавать ежегодный сборник «Экологическое воспитание».

XI интерактивный краеведческий командный конкурс педмастерства «Вслед за Солнцем» для молодых педагогов и обучающихся 9-11классов, посвящённый Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ проводилась 28 сентября 2024 года на о. Юность – о. Конный. Несмотря на промозглую холодную погоду, в конкурсе приняли участие практически все заявленные участники из 23 образовательных организаций, представивших 37 команд (98 участников и 30 руководителей команд). 18 образовательных организаций представили 25 команд обучающихся 9-11 классов (82 участника): МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 4, 10 (2 команды), 14, 23 (2 команды), 27, 32, 35, 36, 42, 65, 67, Гимназия № 3, Гимназия № 44; МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, СОШ № 69, Гимназия № 2, Лицей ИГУ; РЖД Лицей № 14. 9 образовательных организаций представили 9 команд молодых педагогов (25 участников):  МБОУ СОШ №№ 4, 15, 21, 32, 35, 65; 67, школа-интернат № 13, МБДОУ д/с № 77, д/с № 100 «Берегиня». Всего в конкурсе участвовали 196 человека, включая дежурного врача, педагогов-экспертов (17 человек) и судей студентов на 12 этапах (50 человек). Игра «Вслед за Солнцем» является проектом, призванным стимулировать активное краеведение в Иркутске. Идея данного проекта принадлежит МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» и Иркутской городской общественной организации «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс» с 2013 года, а с 2015 года - кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ. Цель конкурса: развитие интеллектуального потенциала школьников и молодых педагогов в области географического образования и повышения интереса к изучению активного краеведения. Задачи: формирование навыков экологического мировоззрения и здорового образа жизни; повышение интереса к активным формам краеведения; создание условий для повышения интеллектуального уровня учащихся, активизация познавательного интереса к географии, а также формирование у молодого поколения поисково-исследовательских навыков, умения творческого осмысления географической информации. Итоги конкурса. Среди команд обучающихся 9-11классов: победитель - 1 команда (3 участника) СОШ № 32 (11 класс); призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 67, Гимназия № 2; лауреаты – 5 команд (15 участников) РЖД Лицей №14, Гимназия № 44, Лицей ИГУ, СОШ № 63, СОШ № 14. Среди команд молодых педагогов:  победители – 2 команда (2 участника) СОШ № 32 и команда МБДОУ детский сад №100 «Берегиня»; призёры – 2 команды  (6 участников) СОШ № 65, СОШ № 35; лауреаты – 5 команд (14 участников) СОШ №№ 67, 4, 21, детский сад № 77, школа-интернат №13. Все участники XI командного конкурса «Вслед за Солнцем» среди обучающихся 9-11 классов и молодых педагогов награждены дипломами победителей, призеров и лауреатов. Победители и призёры награждены подарками от Сибирского отделения «Русского географического общества» Поставленные цели и задачи организации и проведения игры выполнены. Участники игры выражают искренние слова благодарности Корытному Леониду Маркусовичу - Председателю Иркутского областного отделения Русского географического общества, доктору географических наук, профессору, главному научному сотруднику Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук за поддержку данного многолетнего проекта, а также организаторам штаба и разработчикам заданий – кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики» ПИ ИГУ, в лице заведующей кафедрой, кандидату географических наук Роговской Наталье Владимировне, руководителю Молодежного клуба РГО «Портулан» старшему преподавателю Хаминой Наталье Владимировне, старшему преподавателю Тюньковой Ирине Анатольевне, кандидату географических наук Ипполитовой Нине Александровне. Надеемся, что квест-игра «Вслед за Солнцем» активизирует интерес школьников к изучению географии Иркутской области, краеведения нашего родного города Иркутска и Иркутской области.

С декабря 2024 г. по апрель 2025 г. объявлен XXIV Литературно-художественный конкурс творческих работ "Живи, Байкал! - 2025" для обучающихся 1-11 классов и педагогов образовательных организаций.

  • Литературный конкурс: сказки, рассказы, стихи, эссе

Участники литературного конкурса представляют в Оргкомитет напечатанные авторские сказки, рассказы, стихи, эссе по тематике Конкурса. Работы на литературный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2025 года с сопроводительной ведомостью заверенной администрацией образовательной организации (Приложение № 1) в МКУ «ИМЦРО» (ул. Ленина, 26, кабинет 4, тел. 89041392360 с 9.00 до 16.00).

При регистрации загружаются тексты литературных работ в формате *.doc (программа Мicrоsоft Word), объемом не более трёх страниц.

От каждой образовательной организации принимается не более 5 работ от каждой параллели 1-11 классов. Требования к оформлению печатных работ даны в Приложении № 2 настоящего Положения. 

  • Художественный конкурс: рисунки о природе родного края

Участники художественного конкурса представляют в Оргкомитет авторские рисунки по тематике Конкурса. Работы на художественный конкурс «Живи, Байкал!» для обучающихся 1-11 классов и педагогов принимаются до 1 апреля 2025 года с сопроводительной ведомостью, заверенной администрацией образовательной организации (Приложение № 1) в МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» (ул. Желябова, 5, кабинет № 32 – центр эколого-туристской и волонтерской деятельности, тел. 89500808314 с 10.00 до 17.00).

При регистрации загружается сканированная копия либо качественная фотография рисунка, с подписью файла: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст участника, ФИО педагога-руководителя работы (полностью). Общий объем прикрепленных файлов каждого участника – до 20 Мбайт.  

От каждой образовательной организации принимается не более пяти художественных работ от каждой параллели 1-11 классов. Работы должны быть выполнены в формате А3, с напечатанной этикеткой в нижнем правом углу паспарту: название рисунка, ФИО автора (полностью), образовательная организация (краткое наименование), класс, возраст, ФИО педагога-руководителя работы (полностью). Требования к оформлению рисунков даны в Приложении № 3 настоящего Положения. 

  • Призовые конкурсные художественные работы авторам не возвращаются.
    • Для участия в Конкурсе необходимо зарегистрироваться до 01.04.2025 по ссылкам:

    - для литературных работ, обучающихся 1-11 классов

    https://forms.yandex.ru/u/672da2a2068ff08f4fdb5478/

    - для литературных работ педагогов

    https://forms.yandex.ru/u/672da9d63e9d084c12dc899e/

    - для художественных работ обучающихся 1-11 классов

    https://forms.yandex.ru/u/672da6ebf47e73efa0c3ca2a/

    - для художественных работ педагогов

    https://forms.yandex.ru/u/672dabc373cee7fb270a3919/

    6.2.    При регистрации на сайт загружаются следующие материалы:

              - литературная работа формате *.doc (программа Мicrоsоft Word);                 

    - сканированная копия либо качественная фотография рисунка;

    - согласие на обработку персональных данных  для совершеннолетних участников и несовершеннолетних участников.

  • Положение конкурса дано во вложении.

 

Подведены итоги муниципального конкурса методических разработок педагогов 2024 г. "Природа - бесценный дар, один на всех" 

(Приказ МКУ г. Иркутска ИМЦРО  "О проведении конкурса методических разработок «Природа - бесценный дар, один на всех - 2024»  от 02.02.2024   № 9/3").

Приняли участие: 239 педагогов (160 работ)

 

Номинации

 

1.Методические разработки программ и работ по проектной деятельности:

- 83 педагога представили 46 проектных работ

2. Практические методические рекомендации. Мастер классы:

- 38 педагогов представили 30 работ

3. Методические разработки внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности по дополнительному образованию:

- 39 педагогов представили 30 работ

4. Методические разработки уроков и занятий:

-37 педагогов показали 25 уроков и занятий

5. Методические разработки по байкаловедению как региональному компоненту естественнонаучной области знаний по формированию экологической культуры:

- 42 педагога представили 28 работ.

Подробная информация дана во вложении.

21.12.2024 г. методистом ИМЦРО Аптекиной Л.А. дан урок открытия новых знаний по географии для обучающихся 6 класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 по теме «Атмосферное давление. Движение воздуха. Ветер», главной целью которого было формирование основ функциональной грамотности, а именно, убедиться в существовании атмосферного давления, его связи с ветром и научиться использовать полученные знания в жизни. Для реализации данной цели урок был сконструирован в форме малой научно-практической конференции, с поэтапным решением следующих задач:  выяснения причины образования атмосферного давления; как и какими приборами его измеряют; выяснить причины образования ветра и его связи с атмосферным давлением; какие виды ветров существуют; как измеряют скорость и  направление ветра; научиться приёмам построения «розы ветров» и  определения главного направления и скорости ветра за определённый период (месяц, год). Ребята активно участвовали во всех этапах урока, устно решали географические задачи. Каждый правильный ответ поощрялся жетоном (1 балл). В процессе урока были продемонстрированы два видеоролика: «Атмосферное давление» и «Ветер». На этапе рефлексии ребята высказали свои мысли: как им в жизни необходимы будут полученные знания об атмосферном давлении, причинах образования ветра (бризов и муссонов), построения «розы ветров». По итогам работы на уроке многим обучающимся были выставлены отличные и хорошие отметки. На данном открытом уроке присутствовали: методист ИМЦРО, к.п.н. Самойличенко Н.В., председатель ГМС учителей географии Ильина Т.Ю., член ГМС учителей географии Тазентинова Г.В., учителя Парфёнова Е.В., Васкевич Т.А.

Технологическая карта урока дана во вложении.

1.11.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 состоялся междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка «Компетенции педагога по формированию экологической культуры обучающихся как компонент  функциональной грамотности» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы и педагогов дополнительного образования. Присутствовало 110 человек, в т. ч. 63 педагога и 48 обучающихся 4, 9, 10, 11 классов, участников открытых уроков.

Владимирова М.Н., директор СОШ № 75 приветствовала участников, подчеркнув важную роль школы, благодаря развитию компетенций педагога по функциональной грамотности многие годы. Гнездилова З.Ю., к.пс.н., зам. директора по НМР СОШ №75 представила многолетний опыт по развитию функциональной грамотности обучающихся. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО доложила о развитии в Иркутске на протяжении 17 лет интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала» и учебного курса «Байкаловедение» как системообразующиих компонентов формирования экологической культуры участников образовательных отношений. Гайда А.А., ПДО МАОУ г. Иркутска «Дворец творчества» показала развитие экологического туризма как формы экопросвещения молодежи, основываясь на 30–летнем опыте работы лагере-практикуме «Ольхон». Дигас М.В., директор сити фермы «Агроникс» доложил о городском фермерство как новом виде предпринимательства и профориентации. Никулин А.А., учитель биологии, психологии и байкаловедения, МБОУ «СОШ № 7» р.п. Култук представил результаты деятельности экошколы в окрестностях бассейна р. Голоустная. Гдовская А.Н., ответственный секретарь приёмной комиссии биолого-почвенного факультета ИГУ и Говорухина Е. Б., к.б.н., доцент кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных доложили о профориентационной  работе с учащимися средних общеобразовательных школ через профпробы и научные экскурсии в музеи бифака ИГУ. Кудрявцева Ю.Н., учитель географии, Соловьёва М.В., учитель биологии и начальных классов и Токарева Т.А.а, учитель начальных классов и ПДО  МБОУ г. Иркутска СОШ № 75  показали работу многолетнего практикума по школьной экологической тропе как образовательной технологии, направленной на формирование функциональной грамотности и экологическое воспитание школьников.

В практической части семинара учителями СОШ № 75 были проведены открытые уроки, внеклассное мероприятие и мастер-классы: Ли О.Г. и Морозова С.С. учителя  английского языка - по теме «Проблема защиты окружающей среды на уроках английского языка»; Марченок С.И., учитель информатики  – по теме «Использование методов проектов на уроках информатики по формированию экологической культуры и функциональной грамотности»;  Ященко В.В., учитель  информатики – по теме «Формирование экологической культуры на уроках информатики, вероятности и статистики»; Кирилина Л.Ю., учитель  технологии – по теме «Роль экологического образования при формировании функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии (проектная деятельность)»; Белькова Т. В. и Рынина Т.А.,  учителя начальных классов - по теме «Формирование экологических навыков на уроках в начальной школе»; Фунтусова В.М., учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №77 - по теме «Представление результатов проективной деятельности обучающихся с использованием информационной образовательной платформы Сферум»; Валеева Э.К., учитель истории и обществознания провела открытый урок в 11 классе по теме «Воспитание экологического сознания обучающихся на уроках истории и обществознания»; Баркевич А.В., учитель  географии  провела открытый урок в 10 классе на тему «Ресурсосбережение как образ жизни современного человека»; Харченко Л.Н., учитель химии и Гаприндашвили О.О., учитель физики провели открытый урок в 9 классе на тему «Автомобильный транспорт и экология города»;  Кудряшова Ю.В., учитель начальных классов провела открытое внеклассное мероприятие в 4 классе на тему «Колоски родной земли».

По завершении работы семинара состоялся круглый стол, с подведением итогов и рекомендациями о публикации уникального опыта работы педагогов. Участники семинара были единодушны в оценке: все темы актуальны и практичны.  

Традиционная XVI открытая научно-практическая конференция «Созвездия Байкала - 2024» с межрегиональным и международным участием, посвященная Году Семьи и 115-летию ПИ ИГУ в очном и дистанционном форматах, организуемая  информационно-методическим центром развития образования г. Иркутска  проводилась 26.10.2024 в школе № 34.

Всего в работе конференции приняли участие 53 образовательных, научных и общественных организаций, в т.ч.: МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 17, 19, 23, 24, 27, 34, 35, 38, 43, 53, 66, 67, 75; МАОУ г. Иркутска гимназия №2, лицей ИГУ, ОК «Лесной»; МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», МБОУ г. Иркутска гимназии №1, №3, лицей №3, ОК «Точка будущего»; РЖД лицей № 14; МАУ ДО г. Иркутска СЮН; МБУ ДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский»; МБДОУ г. Иркутска детские сады №№ 90,108, 114, 122, 128, 143, 161, 174, 180; ФБГОУ ВО «ИГАУ им. А.А. Ежевского», кафедры ЕНД и географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Байкальский музей СО РАН; МБУ ИРМО СОШ п. Молодёжный, МОУ ИРМО СОШ с. Пивовариха, МБУ ЦДО «Усть-Кутское МО»; МКОУ Шелеховского р-на «Большелугская СОШ № 8»; Иркутский кадетский корпус; Иркутское суворовское военное училище, Совместная Российско-Монгольская школа республики Монголия. Общее количество всех участников конференции 240 человек, в т.ч. спикеров обучающихся 5-11 классов и педагогов – 104,  представивших 73 социально-значимых экологических проектно-исследовательских работ, которые оценивали 54 члена жюри.

Всего на конференции работали 11 секций: 6 секций в очном формате и 1 секция в дистанционном формате учащихся 5-11 классов; 1 секция в очном формате  работ учащихся, посвящённых Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ; 2 секции в очном формате и 1 секция в дистанционном формате методических разработок педагогов «Природа – бесценный дар, один на всех». На конференции были подведены итоги научно-исследовательской, практической деятельности школьников и педагогов в ходе экологических практикумов и мероприятий.

Поставленные задачи выполнены: выявлены одаренные учащихся, владеющие высоким уровнем знаний в естественнонаучной области и краеведению; консолидированы усилия педагогов, научных работников вузов, общественности в развитии интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности учащихся; привлечено внимание детей и взрослых к экологическим аспектам повседневной жизни родного края; обобщён и популяризирован передовой педагогический опыт. Члены жюри отмечают высокий уровень представленных проектно-исследовательских работ учащихся и педагогов, многие из которых рекомендованы к публичным выступлениям на других конференциях и методических семинарах, а также - к публикации.

Выражаем благодарность администрации МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 за четкую организацию проведения XVI открытой научно-практической конференции «Созвездия Байкала - 2024».

Общий список победителей и призёров дан во вложении

  • Организаторы Марафона: муниципальное казённое учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (далее – МКУ «ИМЦРО»); - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества» (далее – МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»). 
  • Цель – развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.
  • Задачи: повышение интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения, естествознания, окружающего мира, экологического краеведения;развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагого
  • Для организации и проведения Марафона создается организационный комитет (далее – Оргкомитет), в состав которого входят преподаватели кафедры географии, БЖД и методики педагогического института ИГУ, сотрудники МКУ «ИМЦРО», МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».
    • Партнёры Марафона:
      • Байкальский музей иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (Байкальский музей СО РАН);
      • Байкальский государственный университет;
      • Институт географии им. С.Б. Сочавы Сибирского отделения Русского географического общества (институт географии им. С.Б. Сочавы СО РГО);
      • Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области;
      • Министерство лесного комплекса Иркутской области;
      • Кафедра общей биологии и экологии Института управления природными ресурсами, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского (кафедра общей биологии и экологии ИУПР, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО ИГАУ имени А.А. Ежевского);
      • Биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета (биолого-почвенный факультет ИГУ);
      • Географический факультет Иркутского государственного университета (географический факультет ИГУ);
      • Кафедра естественнонаучных дисциплин Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра естественнонаучных дисциплин ПИ ИГУ);
      • Кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра географии, БЖД и методики ПИ ИГУ);
      • Отдел экологического просвещения Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Прибайкалье» (ОЭП ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»);
      • Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»;
      • Иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» (ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть»);
      • Областная государственная универсальная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского (ОГУН библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского);
      • Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО);
      • Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
      • Молодежный клуб Русского географического общества «Портулан» (молодежный клуб РГО «Портулан»);
      • Иркутская общественная организация «Краеведческий клуб “Иркутск – Форт Росс”» (Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс»);
      • Байкальский фонд «Подари Планете Жизнь» (БФ «Подари Планете Жизнь»);
      • Иркутская региональная общественная организация «Мой Байкал» (ИРОО «Мой Байкал»).
    • План организации и проведении XVII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2025» для обучающихся и педагогов образовательных организаций (Приказ МКУ г. Иркутска "ИМЦРО" № 42/3 от 2.09.2024 г.) дан во вложении.

Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО,  центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом  воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».

Далее работа была продолжена в педагогических секциях.

Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы:  Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи».  Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. -  «Формирование экопривычек».

Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по  особенностям организации обучения биологии  в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.

Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель  географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В.,  ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории  СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы  МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.

Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности.  Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.

Проблемное поле:

В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом  воспитании участников образовательного процесса.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО,  центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом  воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».

Далее работа была продолжена в педагогических секциях.

Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы:  Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи».  Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. -  «Формирование экопривычек».

Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по  особенностям организации обучения биологии  в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.

Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель  географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В.,  ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории  СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы  МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.

Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности.  Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.

Проблемное поле:

В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.

Предложения:

1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом  воспитании участников образовательного процесса.

2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).

3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.

4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.

5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.

6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает  программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования,  методическую  деятельность педагогов и повышение  квалификации работников образования.

Страница 1 из 11
Top