21.12.2024 г. методистом ИМЦРО Аптекиной Л.А. дан урок открытия новых знаний по географии для обучающихся 6 класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 11 по теме «Атмосферное давление. Движение воздуха. Ветер», главной целью которого было формирование основ функциональной грамотности, а именно, убедиться в существовании атмосферного давления, его связи с ветром и научиться использовать полученные знания в жизни. Для реализации данной цели урок был сконструирован в форме малой научно-практической конференции, с поэтапным решением следующих задач: выяснения причины образования атмосферного давления; как и какими приборами его измеряют; выяснить причины образования ветра и его связи с атмосферным давлением; какие виды ветров существуют; как измеряют скорость и направление ветра; научиться приёмам построения «розы ветров» и определения главного направления и скорости ветра за определённый период (месяц, год). Ребята активно участвовали во всех этапах урока, устно решали географические задачи. Каждый правильный ответ поощрялся жетоном (1 балл). В процессе урока были продемонстрированы два видеоролика: «Атмосферное давление» и «Ветер». На этапе рефлексии ребята высказали свои мысли: как им в жизни необходимы будут полученные знания об атмосферном давлении, причинах образования ветра (бризов и муссонов), построения «розы ветров». По итогам работы на уроке многим обучающимся были выставлены отличные и хорошие отметки. На данном открытом уроке присутствовали: методист ИМЦРО, к.п.н. Самойличенко Н.В., председатель ГМС учителей географии Ильина Т.Ю., член ГМС учителей географии Тазентинова Г.В., учителя Парфёнова Е.В., Васкевич Т.А.
Технологическая карта урока дана во вложении.
1.11.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 состоялся междисциплинарный интегрированный семинар-стажировка «Компетенции педагога по формированию экологической культуры обучающихся как компонент функциональной грамотности» для учителей биологии, географии, экологии, байкаловедения, начальной школы и педагогов дополнительного образования. Присутствовало 110 человек, в т. ч. 63 педагога и 48 обучающихся 4, 9, 10, 11 классов, участников открытых уроков.
Владимирова М.Н., директор СОШ № 75 приветствовала участников, подчеркнув важную роль школы, благодаря развитию компетенций педагога по функциональной грамотности многие годы. Гнездилова З.Ю., к.пс.н., зам. директора по НМР СОШ №75 представила многолетний опыт по развитию функциональной грамотности обучающихся. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО доложила о развитии в Иркутске на протяжении 17 лет интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала» и учебного курса «Байкаловедение» как системообразующиих компонентов формирования экологической культуры участников образовательных отношений. Гайда А.А., ПДО МАОУ г. Иркутска «Дворец творчества» показала развитие экологического туризма как формы экопросвещения молодежи, основываясь на 30–летнем опыте работы лагере-практикуме «Ольхон». Дигас М.В., директор сити фермы «Агроникс» доложил о городском фермерство как новом виде предпринимательства и профориентации. Никулин А.А., учитель биологии, психологии и байкаловедения, МБОУ «СОШ № 7» р.п. Култук представил результаты деятельности экошколы в окрестностях бассейна р. Голоустная. Гдовская А.Н., ответственный секретарь приёмной комиссии биолого-почвенного факультета ИГУ и Говорухина Е. Б., к.б.н., доцент кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных доложили о профориентационной работе с учащимися средних общеобразовательных школ через профпробы и научные экскурсии в музеи бифака ИГУ. Кудрявцева Ю.Н., учитель географии, Соловьёва М.В., учитель биологии и начальных классов и Токарева Т.А.а, учитель начальных классов и ПДО МБОУ г. Иркутска СОШ № 75 показали работу многолетнего практикума по школьной экологической тропе как образовательной технологии, направленной на формирование функциональной грамотности и экологическое воспитание школьников.
В практической части семинара учителями СОШ № 75 были проведены открытые уроки, внеклассное мероприятие и мастер-классы: Ли О.Г. и Морозова С.С. учителя английского языка - по теме «Проблема защиты окружающей среды на уроках английского языка»; Марченок С.И., учитель информатики – по теме «Использование методов проектов на уроках информатики по формированию экологической культуры и функциональной грамотности»; Ященко В.В., учитель информатики – по теме «Формирование экологической культуры на уроках информатики, вероятности и статистики»; Кирилина Л.Ю., учитель технологии – по теме «Роль экологического образования при формировании функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии (проектная деятельность)»; Белькова Т. В. и Рынина Т.А., учителя начальных классов - по теме «Формирование экологических навыков на уроках в начальной школе»; Фунтусова В.М., учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №77 - по теме «Представление результатов проективной деятельности обучающихся с использованием информационной образовательной платформы Сферум»; Валеева Э.К., учитель истории и обществознания провела открытый урок в 11 классе по теме «Воспитание экологического сознания обучающихся на уроках истории и обществознания»; Баркевич А.В., учитель географии провела открытый урок в 10 классе на тему «Ресурсосбережение как образ жизни современного человека»; Харченко Л.Н., учитель химии и Гаприндашвили О.О., учитель физики провели открытый урок в 9 классе на тему «Автомобильный транспорт и экология города»; Кудряшова Ю.В., учитель начальных классов провела открытое внеклассное мероприятие в 4 классе на тему «Колоски родной земли».
По завершении работы семинара состоялся круглый стол, с подведением итогов и рекомендациями о публикации уникального опыта работы педагогов. Участники семинара были единодушны в оценке: все темы актуальны и практичны.
Традиционная XVI открытая научно-практическая конференция «Созвездия Байкала - 2024» с межрегиональным и международным участием, посвященная Году Семьи и 115-летию ПИ ИГУ в очном и дистанционном форматах, организуемая информационно-методическим центром развития образования г. Иркутска проводилась 26.10.2024 в школе № 34.
Всего в работе конференции приняли участие 53 образовательных, научных и общественных организаций, в т.ч.: МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 17, 19, 23, 24, 27, 34, 35, 38, 43, 53, 66, 67, 75; МАОУ г. Иркутска гимназия №2, лицей ИГУ, ОК «Лесной»; МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», МБОУ г. Иркутска гимназии №1, №3, лицей №3, ОК «Точка будущего»; РЖД лицей № 14; МАУ ДО г. Иркутска СЮН; МБУ ДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский»; МБДОУ г. Иркутска детские сады №№ 90,108, 114, 122, 128, 143, 161, 174, 180; ФБГОУ ВО «ИГАУ им. А.А. Ежевского», кафедры ЕНД и географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Байкальский музей СО РАН; МБУ ИРМО СОШ п. Молодёжный, МОУ ИРМО СОШ с. Пивовариха, МБУ ЦДО «Усть-Кутское МО»; МКОУ Шелеховского р-на «Большелугская СОШ № 8»; Иркутский кадетский корпус; Иркутское суворовское военное училище, Совместная Российско-Монгольская школа республики Монголия. Общее количество всех участников конференции 240 человек, в т.ч. спикеров обучающихся 5-11 классов и педагогов – 104, представивших 73 социально-значимых экологических проектно-исследовательских работ, которые оценивали 54 члена жюри.
Всего на конференции работали 11 секций: 6 секций в очном формате и 1 секция в дистанционном формате учащихся 5-11 классов; 1 секция в очном формате работ учащихся, посвящённых Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ; 2 секции в очном формате и 1 секция в дистанционном формате методических разработок педагогов «Природа – бесценный дар, один на всех». На конференции были подведены итоги научно-исследовательской, практической деятельности школьников и педагогов в ходе экологических практикумов и мероприятий.
Поставленные задачи выполнены: выявлены одаренные учащихся, владеющие высоким уровнем знаний в естественнонаучной области и краеведению; консолидированы усилия педагогов, научных работников вузов, общественности в развитии интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности учащихся; привлечено внимание детей и взрослых к экологическим аспектам повседневной жизни родного края; обобщён и популяризирован передовой педагогический опыт. Члены жюри отмечают высокий уровень представленных проектно-исследовательских работ учащихся и педагогов, многие из которых рекомендованы к публичным выступлениям на других конференциях и методических семинарах, а также - к публикации.
Выражаем благодарность администрации МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 за четкую организацию проведения XVI открытой научно-практической конференции «Созвездия Байкала - 2024».
Общий список победителей и призёров дан во вложении
- Организаторы Марафона: муниципальное казённое учреждение города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (далее – МКУ «ИМЦРО»); - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества» (далее – МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»).
- Цель – развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников и педагогов в области экологического образования.
- Задачи: повышение интереса школьников к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения, естествознания, окружающего мира, экологического краеведения;развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагого
- Для организации и проведения Марафона создается организационный комитет (далее – Оргкомитет), в состав которого входят преподаватели кафедры географии, БЖД и методики педагогического института ИГУ, сотрудники МКУ «ИМЦРО», МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества».
-
- Партнёры Марафона:
-
- Байкальский музей иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук (Байкальский музей СО РАН);
- Байкальский государственный университет;
- Институт географии им. С.Б. Сочавы Сибирского отделения Русского географического общества (институт географии им. С.Б. Сочавы СО РГО);
- Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области;
- Министерство лесного комплекса Иркутской области;
- Кафедра общей биологии и экологии Института управления природными ресурсами, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского (кафедра общей биологии и экологии ИУПР, факультета охотоведения имени В.Н. Скалона, ФГБОУ ВО ИГАУ имени А.А. Ежевского);
- Биолого-почвенный факультет Иркутского государственного университета (биолого-почвенный факультет ИГУ);
- Географический факультет Иркутского государственного университета (географический факультет ИГУ);
- Кафедра естественнонаучных дисциплин Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра естественнонаучных дисциплин ПИ ИГУ);
- Кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института Иркутского государственного университета (кафедра географии, БЖД и методики ПИ ИГУ);
- Отдел экологического просвещения Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедное Прибайкалье» (ОЭП ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»);
- Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы»;
- Иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» (ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть»);
- Областная государственная универсальная научная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского (ОГУН библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского);
- Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО);
- Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
- Молодежный клуб Русского географического общества «Портулан» (молодежный клуб РГО «Портулан»);
- Иркутская общественная организация «Краеведческий клуб “Иркутск – Форт Росс”» (Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс»);
- Байкальский фонд «Подари Планете Жизнь» (БФ «Подари Планете Жизнь»);
- Иркутская региональная общественная организация «Мой Байкал» (ИРОО «Мой Байкал»).
- План организации и проведении XVII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2025» для обучающихся и педагогов образовательных организаций (Приказ МКУ г. Иркутска "ИМЦРО" № 42/3 от 2.09.2024 г.) дан во вложении.
Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО, центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».
Далее работа была продолжена в педагогических секциях.
Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы: Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи». Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. - «Формирование экопривычек».
Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по особенностям организации обучения биологии в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.
Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В., ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.
Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности. Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.
Проблемное поле:
В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом воспитании участников образовательного процесса.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО, центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».
Далее работа была продолжена в педагогических секциях.
Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы: Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи». Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. - «Формирование экопривычек».
Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по особенностям организации обучения биологии в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.
Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В., ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.
Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности. Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.
Проблемное поле:
В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом воспитании участников образовательного процесса.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
Семинар-практикум для учителей начальной школы, биологии, экологии, географии и байкаловедения, педагогов дополнительного образования и молодых специалистов по теме «Интерактивные формы и методы практикумов как реализация требований ФГОС по проектной деятельности» состоялся 8.10.2024 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 66. Присутствовали 46 участников из 27 образовательных, научных и общественных организаций. В пленарной части семинара были предоставлены следующие сообщения. Ступина Н.С., начальник отдела экологии управления Росприроднадзора гидрометеорологической службы г. Иркутска продемонстрировала результаты мониторинга за состоянием окружающей среды в г. Иркутске за 10-тилетний перид. Аптекина Л.А., методист ИМЦРО, Мирошниченко Г.Е., старший методист, Зеленкова Н.А., ПДО, Гайда А.А., педагог-организатор, ПДО, центра эколого-туристской и волонтерской деятельности МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» и Зеленков Е.А., студент ИГУ представили проект «Экопрактикум: молодежные инициативы в экологическом воспитании школьников». Мякушева С.Г., методист ИМЦРО познакомила участников с методическими рекомендациями по аттестации педагогических работников в 2024-2025 гг. Сергеева С.В., зам. директора и Мамунова А.А., учителя биологии и байкаловедения СОШ №66 провели экологический практикум «Использование метода брифинга на экскурсии по экологической тропе школьного дендрария».
Далее работа была продолжена в педагогических секциях.
Секция учителей начальной школы и дополнительного образования. на которой были продемонстрированы мастер-классы: Савченко Е.В., и Епимахова О.В. - «Технология «Дизайн-мышление как способ развития исследовательской культуры младшего школьника». Пастухова О.Г. - «Работаем над проектом. Целеполагание». Формулирование цели проекта». Лазутина С.А. и Авдеева С.И. - «Проект как форма взаимодействия школы и семьи». Леткова Ю.Н., - «Интерактивная экскурсия». Маштакова Н.С. - «Проекты как вид работы на уроках окружающего мира». Баженова Т.Г. и Ташлыкова Е.А. - «Формирование экопривычек».
Секция учителей биологии. Мамонтова Т.В., ПДО, учитель биологии и географии. гимназии №1 продемонстрировала методические рекомендации по особенностям организации обучения биологии в условиях реализации новых ФОП. Стенина Н.В. учитель биологии, экологии, байкаловедения СОШ №6 представила опыт коллективной работы по составлению практико-ориентированных заданиий курса «Байкаловедение». Бальчикова С.П., учитель химии СОШ №66 продемонстрировала методическую разработку по созданию проблемной ситуации при работе над проектом на уроках химии. Деркач Т.А., учитель ОБЗР СОШ №66 представила использование элементов технологии ТРИЗ в преподавании обновленного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (ОБЗР). Леонтьева О.П., учитель технологии СОШ №66 представила опыт проектной деятельности на уроках технологии. Аникеева И.Н., учитель математики СОШ №66 поделилась формами организации учебно-познавательной деятельности, способствующей развитию учебной мотивации.
Секция учителей географии. Бартыш Т.И., зам. директора по УВР, учитель географии МБОУ г. Иркутска СОШ №66 на открытом уроке в 9 классе продемонстрировала использование дискуссий на уроке географии при изучении темы «Природные ресурсы и их виды. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы». Фирсова С.В., ведущий специалист ГАУ ДПО ИРО и Аптекина Л.А., методист ИМЦРО представили концепцию развития обновлённого курса «География Иркутской области». Храменкова Е.П. и Баскакова М.О., учителя истории СОШ №66 продемонстрировали интерактивную краеведческую методическую разработку «Музей под открытым небом». Самсонова О.В., учитель географии и Лоскутникова Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ №66 показали использование метода «Творческое задание» на бинарном занятии по географии и русскому языку на тему «Топонимика Иркутской области».Золотухина Н.Н.и Гофурова К.А., учителя информатики СОШ №66 продемонстрировали возможность создания интерактивной модели на уроках информатики.
Отзывы: Отмечена актуальность и последовательность данной темы семинара-практикума, который традиционно (уже на протяжении 11 лет!) открывает встречи педагогов естественников с целью знакомства с новыми интерактивными формами и методами практикумов, проводимыми со школьниками как в период каникул в полевых условиях, так и в урочной и внеурочной деятельности. Семинар познавательный, направленный на применение практических знаний: мониторинг воздуха и воды в Иркутске, водные проекты, участие в проектах, обновлённый УМК по географии Иркутской области, методические рекомендации по аттестации педагогических работников, по особенностям организации обучения биологии по новым ФОП и др. Кроме того, предоставляется возможность поделиться опытом своей работы.
Проблемное поле:
В условиях обновлённого содержания ФГОС особое значение приобретает вопрос эффективного использования интерактивных форм и методов практикумов во внеурочной деятельности как основу дальнейшего развития исследовательской и проектной деятельности.
Предложения:
1. Обеспечить условия, способствующие активной практической деятельности школьников и педагогов. Продолжить волонтёрскую работу по молодежным инициативам в экологическом воспитании участников образовательного процесса.
2. Содействовать профессиональному росту и самореализации педагогов через конкурсное движение (муниципальное, региональное, российское, международное).
3. Обеспечивать эффективную работу запланированных семинаров, конкурсов и мероприятий, направленных на качество образования, поиск и поддержку талантливых педагогов, детей и молодежи.
4. Выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через систему конкурсов, семинаров, НПК. Формирование сборников методических разработок из опыта работы педагогов.
5. Оказывать методическую помощь в профессиональном становлении молодых преподавателей.
6. Продолжить формирование системы непрерывного образования по экологии, которая включает программы, используемые в учебном плане образовательных организаций, в системе дополнительного образования, методическую деятельность педагогов и повышение квалификации работников образования.
XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ проводилась 28 сентября 2024 года на о. Юность – о. Конный. Несмотря на промозглую холодную погоду, в игре приняли участие практически все заявленные участники из 22 образовательных организаций, представивших 36 команд (95 участников и 30 руководителей команд). 18 образовательных организаций представили 25 команд обучающихся 9-11 классов (82 участника): МБОУ г. Иркутска СОШ №№ 4, 10 (2 команды), 14, 23 (2 команды), 27, 32, 35, 36, 42, 65, 67, Гимназия № 3, Гимназия № 44; МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, СОШ № 69, Гимназия № 2, Лицей ИГУ; РЖД Лицей № 14. 9 образовательных организаций представили 9 команд молодых педагогов (25 участников): МБОУ СОШ №№ 4, 15, 21, 32, 35, 65; 67, школа-интернат № 13, МБДОУ д/с № 77. Всего в квест-игре участвовали 192 человека, включая дежурного врача, педагогов-экспертов (17 человек) и судей студентов на 12 этапах (50 человек).
Игра «Вслед за Солнцем» является проектом, призванным стимулировать активное краеведение в Иркутске. Идея данного проекта принадлежит МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» и Иркутской городской общественной организации «Краеведческий клуб «Иркутск – Форт Росс» с 2013 года, а с 2015 года - кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики Педагогического института ИГУ.
Итоги квест-игры. Среди команд обучающихся 9-11классов: победитель - 1 команда (3 участника) СОШ № 32 (11 класс); призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 67, Гимназия № 2; лауреаты – 5 команд (15 участников) РЖД Лицей №14, Гимназия № 44, Лицей ИГУ, СОШ № 63, СОШ № 14. Среди команд молодых педагогов: победитель – 1 команда (2 участника) СОШ № 32; призёры – 2 команды (6 участников) СОШ № 65, СОШ № 35; лауреаты – 5 команд (14 участников) СОШ №№ 67, 4, 21, детский сад № 77, школа-интернат №13. Участники XI командной интерактивной квест-игры «Вслед за Солнцем» среди обучающихся 9-11 классов и молодых педагогов награждены дипломами победителей, призеров и лауреатов. Победители и призёры награждены подарками от Сибирского отделения «Русского географического общества».
Участники игры выражают благодарность Корытному Леониду Маркусовичу - Председателю Иркутского областного отделения Русского географического общества, доктору географических наук, профессору, главному научному сотруднику Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук за поддержку данного многолетнего проекта, а также организаторам штаба и разработчикам заданий – кафедре географии, безопасности жизнедеятельности и методики» ПИ ИГУ, в лице заведующей кафедрой, кандидату географических наук Роговской Наталье Владимировне, руководителю Молодежного клуба РГО «Портулан» старшему преподавателю Хаминой Наталье Владимировне, старшему преподавателю Тюньковой Ирине Анатольевне, кандидату географических наук Ипполитовой Нине Александровне.
Надеемся, что квест-игра «Вслед за Солнцем» активизирует интерес школьников к изучению географии Иркутской области, краеведения нашего родного города Иркутска и Иркутской области.
Общий рейтинг участников XI интерактивная краеведческая командная квест-игра «Вслед за Солнцем» для обучающихся 9-11классов и молодых педагогов, посвящённая Году Семьи и 115-летию Педагогического института ИГУ дан во вложении.
Оператором проекта является Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Корпоративный университет московского образования». Основная цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в города России. Мероприятие состочлось в очном и дистанционном форматах. Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 7 (ул. Ледовского, д. 17). В качестве участников приглашаются руководители образовательных организаций, учителя биологии, экологии, географии, байкаловедения.
На сайте ИМЦРО прикреплена видеозапись презентационной площадки.
https://vk.com/video783743014_456239019?access_key=c51f801645ed96b6c6
Новости для учителей экологии и байкаловедения. Ссылка: https://mc.eduirk.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=116:novosti&Itemid=125
Презентационная площадка «Реализация регионального проекта «Байкаловедение»: опыт и перспективы» в рамках проекта «Взаимообучение городов» третий раз подряд состоялась в МБОУ г. Иркутска СОШ № 7 10 сентября 2024 года. Очно присутствовали 22 человека. Несмотря на технические проблемы с Интернетом и платформой СФЕРУМ VK, дистанционно подключились 25 человек. Было заявлено 65 человек из 23 городов России. Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный эколог Иркутской области, заведующая отделом музееведения Байкальского музея СО РАН, руководитель ЭОЦ; Добринец Иван Михайлович, директор компания JetNet, разработчик ЦОР по байкаловедению; Мотовилова Наталья Викторовна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 7; Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» проанализировали этапы развития курса «Байкаловедение» для обучающихся 5-7 классов как регионального компонента естественнонаучной предметной области с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) в г. Иркутске и Иркутской области. Джожук Светлана Викторовна и Рубанова Наталья Владимировна, учителя биологии и байкаловедения СОШ № 7 провели мастер класс по использованию электронной рабочей тетерада в формате цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) курсу «Байкаловедение» для 7 класса. Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии и байкаловедения МБОУ г. Иркутска СОШ № 6 подготовила ряд практико-ориентированных заданий курса «Байкаловедение» для 7 класса. Всеми спикерами отмечено, что различие в результативности внедрения учебных курсов по байкаловедению в школьное образование во многом зависит от уровня обеспеченности методическими материалами и информационными ресурсами образовательных организаций. В Иркутске более 50 образовательных организаций обеспечены учебно-методическими пособиями (УМП): «Введение в байкаловедение, 5 класс», «Байкаловедение. Байкал с древнейших времён до наших дней, 6 класс» и «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал, 7 класс» из расчета – по одному комплекту на каждую парту обучающихся, что составляет около 25%. При этом следует с благодарностью заметить, что для более 28, 5 тыс. иркутских школьников публикацию УМП курса по байкаловедению на протяжении 5 лет финансирует администрация г. Иркутска. В 2024-2025 учебном году администрация г. Иркутска продолжает финансировать издание УМП «Введение в байкаловедение, 5 класс», с целью обеспечения практически каждого пятиклассника. По окончании презентационной площадки были получены отзывы участников:
Москвина Анна Викторовна, МОУ "Невонская СОШ №1" им. Н.Д.Родькина. Спасибо большое за организацию семинара. Готовы использовать электронные тетради для учащихся по байкаловедению для работы. Были интересно представлены материалы об изучении озера Байкал. В своей работе пользуемся программой «Памятники природы о.Байкал», дополняем наши занятия из электронного учебника Байкаловедения 5-6 классов. Современные школьники с интересом наблюдают за удивительным миром Байкала. Устраиваем конкурсы, викторины с тематикой Байкала, а родители наши активные помощники.
Левина Анна Александровна, учитель начальных классов гимназии № 34 г. Краснодара. С интересом послушала выступления с семинара «Взаимообучение городов»». Выступающие доступно изложили роль ЦОР в обучении школьников. Современные дети с интересом учатся, используя гаджеты. Удачно подобран материал в электронных учебниках и электронных тетрадях, каждая тема проверяется разнообразными тестами, заданиями, вопросами. Изучение Байкала актуально всегда и в любом возрасте в разных уголках нашей страны и за рубежом. В своей работе учителя стараются уделять внимание Всемирному национальному достоянию России.
Тупицына Юлия Сергеевна, учитель МБОУ СОШ г. Иркутска №1. Было интересно узнать как проходит «Байкаловедение» а разных направлениях и подачах Новая встреча в рамках проекта «Взаимообучение городов» по курсу «Байкаловедение». Сетевое взаимодействие между Иркутскими школами и Вашей школой. Было бы интересно встречаться лично, делиться опытом, узнавать что интересного можно привнести в курс изучения и привлечения детей в интересных способах познания.
Юлия Юрьевнв Химина, ГАОУ ДПО "Корпоративный университет", г. Москва. Здравствуйте! Спасибо! С уважением, Юлия Юрьевна Химина.
Душкина Ольга Валерьевна, заместитель директора по НМР МБОУ г. Иркутска гимназии № 3. С большим интересом слушала всех выступающих. Интересным был практический опыт учителей, использование цифровых ресурсов. В продолжение диалога считаю интересным организовать сетевое взаимодействие между Иркутскими школами.
Егнаева Галина Александровна, учитель биологии ОК «Точка будущего». Тема этого мероприятия очень актуальна. В наше время: экологическая обстановка на озере Байкал не улучшается, поэтому такой предмет поможет нам всем в понимании ценности озера Байкал и экологии природы в целом. Надо больше проводить таких мероприятий, было очень интересно
Августовское педагогическое совещание – 2024 учителей географии
«Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования» состоялось 26.08.2024 г. в ПИ ИГУ. Количество участников – 63 человека. Председатель и члены ГМС учителей географии Ильина Татьяна Юрьевна, учитель географии СОШ №11, Тазентинова Галина Викторовна, учитель географии, СОШ №65 представили итоги работы 2023-2024 учебного года, результаты итоговой аттестации, цель, задачи и перспективное планирование на 2024-2025 учебный год, Сидорчук Людмила Олеговна, учитель географии ЦО №47 доложила о подготовке и участии пятерых участников г. Иркутска в заключительном этапе по географии, Сурова Виктория Юрьевна, учитель географии лицея №3 продемонстрировала сравнение традиционного и инновационного подхода к построению процесса обучения на уроках географии.
Ключевым моментом совещания было представление концепции развития обновлённого курса «География родного края Иркутской области».
В резолюции августовского совещания учителей географии принято решение:
1. Одобрить разработку проекта учебно-методического комплекса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы, атлас, контурные карты, методическое пособие для учителя) курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального инновационного компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС. Авторский состав: Роговская Наталья Владимировна к.г.н., зав. кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Ипполитова Нина Александровна, к.г.н., доцент кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Хамина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Фирсова Светлана Викторовна, ведущий специалист кафедры социально-гуманитарных дисциплин (СГД) ГАУ ДПО ИРО; Реутова Надежда Александровна, почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель географии ВКК ГБУ ИО «Иркутский кадетский корпус им. П.А. Скороходова».
2. Учителям географии и администрации образовательных организаций города Иркутска поддержать инициативу по апробации УМК курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС.
3. Содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 кл. и «География родного края Иркутской области» для 8-9 кл.
4. Продолжать формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». и лучших методических разработок педагогов муниципального конкурса «Природа – бесценный дар, один на всех».
6. Совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по географии.
7. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по географии для талантливых школьников, при подготовке которых необходимо выстроить программу, осуществляемую на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Продолжать работу «Зимней школы по географии» для подготовки учащихся к региональному этапу ВсОШ.
8. Содействовать выполнению запланированных мероприятий в течение 2024-2025 учебного года.
9. Работу городского методического совета учителей географии в период 2023-2024 учебного года признать удовлетворительной.