Оператором проекта является Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Корпоративный университет московского образования». Основная цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в города России. Мероприятие состочлось в очном и дистанционном форматах. Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ № 7 (ул. Ледовского, д. 17). В качестве участников приглашаются руководители образовательных организаций, учителя биологии, экологии, географии, байкаловедения.
На сайте ИМЦРО прикреплена видеозапись презентационной площадки.
https://vk.com/video783743014_456239019?access_key=c51f801645ed96b6c6
Новости для учителей экологии и байкаловедения. Ссылка: https://mc.eduirk.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=116:novosti&Itemid=125
Презентационная площадка «Реализация регионального проекта «Байкаловедение»: опыт и перспективы» в рамках проекта «Взаимообучение городов» третий раз подряд состоялась в МБОУ г. Иркутска СОШ № 7 10 сентября 2024 года. Очно присутствовали 22 человека. Несмотря на технические проблемы с Интернетом и платформой СФЕРУМ VK, дистанционно подключились 25 человек. Было заявлено 65 человек из 23 городов России. Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н., заслуженный эколог Иркутской области, заведующая отделом музееведения Байкальского музея СО РАН, руководитель ЭОЦ; Добринец Иван Михайлович, директор компания JetNet, разработчик ЦОР по байкаловедению; Мотовилова Наталья Викторовна, директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 7; Аптекина Лариса Александровна, методист МКУ г. Иркутска «ИМЦРО» проанализировали этапы развития курса «Байкаловедение» для обучающихся 5-7 классов как регионального компонента естественнонаучной предметной области с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) в г. Иркутске и Иркутской области. Джожук Светлана Викторовна и Рубанова Наталья Владимировна, учителя биологии и байкаловедения СОШ № 7 провели мастер класс по использованию электронной рабочей тетерада в формате цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) курсу «Байкаловедение» для 7 класса. Стенина Надежда Владимировна, учитель биологии и байкаловедения МБОУ г. Иркутска СОШ № 6 подготовила ряд практико-ориентированных заданий курса «Байкаловедение» для 7 класса. Всеми спикерами отмечено, что различие в результативности внедрения учебных курсов по байкаловедению в школьное образование во многом зависит от уровня обеспеченности методическими материалами и информационными ресурсами образовательных организаций. В Иркутске более 50 образовательных организаций обеспечены учебно-методическими пособиями (УМП): «Введение в байкаловедение, 5 класс», «Байкаловедение. Байкал с древнейших времён до наших дней, 6 класс» и «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал, 7 класс» из расчета – по одному комплекту на каждую парту обучающихся, что составляет около 25%. При этом следует с благодарностью заметить, что для более 28, 5 тыс. иркутских школьников публикацию УМП курса по байкаловедению на протяжении 5 лет финансирует администрация г. Иркутска. В 2024-2025 учебном году администрация г. Иркутска продолжает финансировать издание УМП «Введение в байкаловедение, 5 класс», с целью обеспечения практически каждого пятиклассника. По окончании презентационной площадки были получены отзывы участников:
Москвина Анна Викторовна, МОУ "Невонская СОШ №1" им. Н.Д.Родькина. Спасибо большое за организацию семинара. Готовы использовать электронные тетради для учащихся по байкаловедению для работы. Были интересно представлены материалы об изучении озера Байкал. В своей работе пользуемся программой «Памятники природы о.Байкал», дополняем наши занятия из электронного учебника Байкаловедения 5-6 классов. Современные школьники с интересом наблюдают за удивительным миром Байкала. Устраиваем конкурсы, викторины с тематикой Байкала, а родители наши активные помощники.
Левина Анна Александровна, учитель начальных классов гимназии № 34 г. Краснодара. С интересом послушала выступления с семинара «Взаимообучение городов»». Выступающие доступно изложили роль ЦОР в обучении школьников. Современные дети с интересом учатся, используя гаджеты. Удачно подобран материал в электронных учебниках и электронных тетрадях, каждая тема проверяется разнообразными тестами, заданиями, вопросами. Изучение Байкала актуально всегда и в любом возрасте в разных уголках нашей страны и за рубежом. В своей работе учителя стараются уделять внимание Всемирному национальному достоянию России.
Тупицына Юлия Сергеевна, учитель МБОУ СОШ г. Иркутска №1. Было интересно узнать как проходит «Байкаловедение» а разных направлениях и подачах Новая встреча в рамках проекта «Взаимообучение городов» по курсу «Байкаловедение». Сетевое взаимодействие между Иркутскими школами и Вашей школой. Было бы интересно встречаться лично, делиться опытом, узнавать что интересного можно привнести в курс изучения и привлечения детей в интересных способах познания.
Юлия Юрьевнв Химина, ГАОУ ДПО "Корпоративный университет", г. Москва. Здравствуйте! Спасибо! С уважением, Юлия Юрьевна Химина.
Душкина Ольга Валерьевна, заместитель директора по НМР МБОУ г. Иркутска гимназии № 3. С большим интересом слушала всех выступающих. Интересным был практический опыт учителей, использование цифровых ресурсов. В продолжение диалога считаю интересным организовать сетевое взаимодействие между Иркутскими школами.
Егнаева Галина Александровна, учитель биологии ОК «Точка будущего». Тема этого мероприятия очень актуальна. В наше время: экологическая обстановка на озере Байкал не улучшается, поэтому такой предмет поможет нам всем в понимании ценности озера Байкал и экологии природы в целом. Надо больше проводить таких мероприятий, было очень интересно
Августовское педагогическое совещание – 2024 учителей географии
«Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования» состоялось 26.08.2024 г. в ПИ ИГУ. Количество участников – 63 человека. Председатель и члены ГМС учителей географии Ильина Татьяна Юрьевна, учитель географии СОШ №11, Тазентинова Галина Викторовна, учитель географии, СОШ №65 представили итоги работы 2023-2024 учебного года, результаты итоговой аттестации, цель, задачи и перспективное планирование на 2024-2025 учебный год, Сидорчук Людмила Олеговна, учитель географии ЦО №47 доложила о подготовке и участии пятерых участников г. Иркутска в заключительном этапе по географии, Сурова Виктория Юрьевна, учитель географии лицея №3 продемонстрировала сравнение традиционного и инновационного подхода к построению процесса обучения на уроках географии.
Ключевым моментом совещания было представление концепции развития обновлённого курса «География родного края Иркутской области».
В резолюции августовского совещания учителей географии принято решение:
1. Одобрить разработку проекта учебно-методического комплекса (программа, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, контрольно-измерительные материалы, атлас, контурные карты, методическое пособие для учителя) курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального инновационного компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС. Авторский состав: Роговская Наталья Владимировна к.г.н., зав. кафедрой географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Ипполитова Нина Александровна, к.г.н., доцент кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Тюнькова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Хамина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры географии, БЖД и методики ПИ ИГУ; Фирсова Светлана Викторовна, ведущий специалист кафедры социально-гуманитарных дисциплин (СГД) ГАУ ДПО ИРО; Реутова Надежда Александровна, почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель географии ВКК ГБУ ИО «Иркутский кадетский корпус им. П.А. Скороходова».
2. Учителям географии и администрации образовательных организаций города Иркутска поддержать инициативу по апробации УМК курса «География родного края Иркутской области» для 8-9 классов как регионального компонента общественно-научной предметной области в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС.
3. Содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 кл. и «География родного края Иркутской области» для 8-9 кл.
4. Продолжать формирование электронных сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!». и лучших методических разработок педагогов муниципального конкурса «Природа – бесценный дар, один на всех».
6. Совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе ВсОШ по географии.
7. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по географии для талантливых школьников, при подготовке которых необходимо выстроить программу, осуществляемую на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Продолжать работу «Зимней школы по географии» для подготовки учащихся к региональному этапу ВсОШ.
8. Содействовать выполнению запланированных мероприятий в течение 2024-2025 учебного года.
9. Работу городского методического совета учителей географии в период 2023-2024 учебного года признать удовлетворительной.
Августовское педагогическое совещание – 2024 учителей биологии, экологии и байкаловедения
«Системный подход к управлению образованием: пути к повышению эффективности и развитию суверенной национальной системы образования» состоялось 26.08.2024 г. в Байкалоском музее СО РАН. Количество участников – 43 человека. Председатель и члены ГМС учителей географии Яковлева Нина Филипповна, учитель биологии СОШ №43, Лойко Ирина Николаевна, учитель биологии СОШ №10, Яковцева Татьяна Константиновна представили итоги работы 2023-2024 учебного года, результаты итоговой аттестации, цель, задачи и перспективное планирование на 2024-2025 учебный год. Заслуженные экологи Иркутской области Кузеванова Елена Николаевна, к.б.н. зав. сектором музееведения Байкальского музея СО РАН, Мирошниченко Галина Евграфовна, отличник народного просвещения, старший методист Дворца творчества, а также Зеленкова Наталья Александровна, ПДО Дворца творчества и Зеленков Егор Александрович, студент ИГУ доложили о развитии проекта «Экопрактикум на Байкале» и молодёжных инициативах в экологическом воспитании школьников. Результаты работы первой экошколы в п. Нижний Кочергат и психологический практикум для школьников продемонстрировали Никулина Наталья Александровна, д.б.н., профессор, Шеметова Инна Сергеевна, к.б.н., доцент Иркутского аграрного университета и Никулин Антон Антонович, педагог-психолог, учитель байкаловедения СОШ №7 п. Култук. Кроме того Кузеванова Елена Николаевна организовала увлекательную экскурсию по выставочным залам Байкальского музея.
В резолюции августовского совещания принято решение:
1. Продолжать ведение УМК курса «Байкаловедение» (программа, учебно-методическое пособие, электронная рабочая тетрадь в формате цифрового образовательного ресурса) Е.Н. Кузевановой и соавторов для 5-7 классов в урочной и внеурочной деятельности как инновационного регионального компонента образовательной области «Естествознание».
2. Уделить особое внимание использованию электронной рабочей тетради в формате цифрового образовательного ресурса (ЦОР) по байкаловедению, с вовлечением в учебный процесс новых школ г. Иркутска. В настоящее время курс по байкаловедению ведется в 49 образовательных организаций города Иркутска, что составляет более 67% от общего количества.
3. Рекомендовать Байкальскому музею СО РАН развивать проект «Экопрактикум на Байкале: изучаем, понимаем, охраняем» как составную часть УМК курса по байкаловедению, с включением лекций научных сотрудников в очном и он-лайн режимах.
4. Дворцу творчества продолжить развивать проект «Экопрактикум на Байкале в эколого-туристском лагере «Ольхон» как молодёжной инициативе в экологическом воспитании школьников.
5. Развивать направление «Образование для устойчивого развития и ресурсосберегающее поведение». Находить материальные возможности для оздоровления, воспитания и обучения детей на эколого-краеведческих практикумах и экспедициях.
6. Поддержать и развивать инициативу работы первой экошколы в п. Нижний Кочергат и психологический тренинг для школьников.
7. Содействовать развитию сквозного регионального компонента образования естественнонаучной и общественно-научной области знаний основной школы в курсах «Байкаловедение» для 5-7 классов и «География Иркутской области» для 8-9 классов».
8. Продолжать формирование сборников лучших работ литературно-художественного конкурса «Живи, Байкал!» и сборников лучших методических разработок педагогов муниципального конкурса «Природа – бесценный дар, один на всех».
9. Совершенствовать систему подготовки учащихся к олимпиадам. Усилить работу с одаренными школьниками и их сопровождение в течение всего периода обучения в школе. Использовать резервы и возможности научного потенциала Иркутских вузов для подготовки обучающихся на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии.
10. Разработать проект создания в Иркутске «Школы олимпийского резерва» по биологии и экологии для талантливых школьников, при подготовке которых необходимо выстроить программу, осуществляемую на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников. Продолжать работу «Зимней школы по биологии и экологии» для подготовки учащихся к региональному этапу ВсОШ.
11. Содействовать выполнению запланированных мероприятий в течение 2024-2025 учебного года.
12. Работу городского методического совета учителей биологии, экологии, байкаловедения в период 2023-2024 учебного года признать удовлетворительной.
Конкурс методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех - 2024» проводился с целью развития творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогических работников, обобщения и популяризации передового педагогического опыта.
Задачи Конкурса:
- содействие развитию интеллектуального потенциала участников, их нравственно-мировоззренческих и патриотических позиций;
- создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников, творческой самореализации и саморазвития;
- обобщение и популяризация передового педагогического опыта.
Конкурс проводился по разделам:
- «Разработки уроков по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».
- «Разработки внеклассных и внеурочных мероприятий и программ дополнительного образования по биологии, географии, географии Иркутской области, экологии, байкаловедению, окружающему миру».
Все представленные методические разработки педагогов в течение 2024 года, прошедшие регистрацию для участия в конкурсе методических разработок, в публичном представлении на методических семинарах, научно-практических конференциях, митап-конференции муниципальных и региональных методических школах были представлены в оргкомитет для последующей экспертной оценки.
Итог конкурса методических разработок
«Природа - бесценный дар, один на всех - 2024»
2023-2024 учебный год
Приняли участие: 237 педагогов (158 работ)
Номинации
1.Методические разработки программ и работ по проектной деятельности: 83 педагога представили 46 проектных работ.
2. Практические методические рекомендации. Мастер классы: 38 педагогов представили 30 работ.
3. Методические разработки внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности по дополнительному образованию: 37 педагогов представили 29 работ.
4. Методические разработки уроков и занятий: 37 педагогов показали 25 уроков и занятий
5. Методические разработки по байкаловедению как региональному компоненту естественнонаучной области знаний по формированию экологической культуры: 42 педагога представили 28 работ.
Поимённая таблица победителей и призёров конкурса методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех - 2024» дана во вложении.
В целях развития интеллектуального и творческого потенциала школьников и педагогов, повышения интереса обучающихся в области экологического образования к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения и краеведения, руководствуясь Положением о департаменте образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 27.05.2011 № 005-20230344/11,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить:
- положение об организации и проведении XIV городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2022» (Приложение №1);
- план организации и проведения XIV городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2022» (Приложение № 2);
- состав оргкомитета XIV городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2022» (Приложение №3).
2. Директору МКУ «ИМЦРО» Головко Анжеле Анатольевне организовать и провести XIV городской интеллектуально-познавательный марафон «Созвездия Байкала – 2022».
3. Директору МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества» Кутимскому Антону Михайловичу организовать и провести XIV городской интеллектуально-познавательный марафон «Созвездия Байкала – 2022».
4. Руководителям образовательных организаций довести настоящий приказ до сведения всех заинтересованных участников образовательных отношений.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника департамента образования Сверч Любовь Петровну.
Приказ ДО КСПиК Администрации г. Иркутска "Об организации и проведении XIV городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2022» № 214-08_824/21 от 14.10.2021 дан во вложении.
В целях активизации интеллектуального потенциала школьников и педагогов, повышения интереса к изучению биологии, географии, экологии, байкаловедения и краеведения, руководствуясь Положением о департаменте образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 г. № 005-20230344/11,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить план проведения XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2021» (Приложение № 1).
2. Директору МКУ «ИМЦРО» организовать и провести XIII городской интеллектуально-познавательный марафон «Созвездия Байкала – 2021».
3. Руководителям ОО довести настоящий приказ до сведения всех заинтересованных участников образовательных отношений.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приказ "Об организации XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала – 2021» № 214-08-571/20 от 18.09.2020 дан во вложении
Региональная методическая школа «Особенности преподавания курса «Байкаловедение» в рамках реализации плана работы кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ИРО состоялась 28 марта 2023 г. в МБОУ г. Иркутска СОШ № 7.
Программа мероприятия состояла следующих блоков:
Пленарная секция, на которой планируется два пленарных доклада: Кузевановой Елены Николаевны, к.б.н., заслуженного эколога Иркутской области, заведующей сектором музееведения Байкальского музея ИНЦ СО РАН, руководителя Экологического образовательного центра по теме: «Первый год апробации 3-х летнего курса по байкаловедению в Иркутской области» и Валюшиной Натальи Михайловны, к.п.н.зав. кафедрой социально-гуманитарных наук ГАУ ДПР ИРО Иркутской области по теме: «Особенности ведения байкаловедения с учетом обновленных ФГОС».
1. Методическая мастерская «Межпредметная интеграция в преподавании курса «Байкаловедение»:
Секция 1. Педагогические работники дошкольных образовательных организаций и начальной школы «Формируем экологические привычки с детства»;
Секция 2. Межпредметная интеграция с байкаловедением «Прикладное творчество»
Секция 3. Межпредметная интеграция с байкаловедением«Экологическое воспитание через образ Байкала»
2. Методическая мастерская «Особенности апробации курса «Байкаловедение» для обучающихся 5-6 классов»;
Секция 4. Мастер-классы по УМК «Введение в байкаловедение» для обучающихся 5 классов
3. Практикум «Использование цифрового образовательного ресурса в преподавании курса “Байкаловедение” для обучающихся 6-х классов»;
Секция 6. Мастер-классы по УМК «Введение в байкаловедение» для обучающихся 6 классов
4. Круглый стол по итогам методической школы.
Подведение итогов конкурса уроков по байкаловедению.
Отчет о работе региональной методической школы «Особенности преподавания курса “Байкаловедение”» дан во вложении.
VIII межрегиональная экологическая конференция с международным участием «Экология в системе культуры» посвящённая Году Байкала в Иркутской области проведена в рамках мероприятий XIV Образовательного Форума – 2022, с целью обмена опытом по воспитанию экологической культуры участников образовательного процесса как средства создания безопасной образовательной среды на основе идей устойчивого развития и непрерывного экологического образования. Всего в работе конференции приняли участие свыше 270 человек, из которых около 100 школьники Иркутска, Иркутской области, республики Бурятии и Монголии.
Работа конференции была разделена на три блока, которые реализовывались в очно-дистанционных форматах 28 января 2022 г. (дистанционный формат) и 30-31 марта 2022 г (в основном, очный формат).
Анонс мероприятий XIV Образовательного Форума – 2022 и VIII межрегиональной экологическая конференции с международным участием «Экология в системе культуры», посвящённой Году Байкала в Иркутской области (28 января и 30-31 марта 2022 г.) даны во вложении.
В сборник вошли методические разработки внеклассных мероприятий и программ педагогов образовательных организаций города Иркутска по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС, представленные на конкурс методических разработок учителей «Природа – бесценный дар, один на всех»:
- в рамках X городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2018» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-1155/7 от 27.12.2017);
- в рамках XI городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-819/8 от 28.09.2018).
- в рамках XII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2020» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-973/9 от 11.09.2019).
- в рамках XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2019» «Природа – бесценный дар, одиин на всех» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-571/20 от 18.09.2020).
Материалы методических разработок уроков воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ.
Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника вошли уроки по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС. Во вторую часть включены разработки внеклассных мероприятий и программ по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области в соответствии с ФГОС.
Методические разработки внеклассных мероприятий и программ педагогов образовательных организаций города Иркутска по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС даны во вложении.
В сборник вошли методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС, представленные на:
- конкурс методических разработок «Природа – бесценный дар, один на всех»,
- НПК «Созвездия Байкала»;
- митап - конференцию «Образование для устойчивого развития: взаимодействие, сотрудничество, инновации»;
- методических семинарах в 2019-2021 гг.
Все мероприятия проведены рамках XII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2020» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-973/9 от 18.09.2019) и XIII городского интеллектуально-познавательного марафона «Созвездия Байкала - 2021» (Приказ ДО КСПиК г. Иркутска №214-08-571/20 от 18.09.2020).
Материалы методических разработок воспроизводятся с представленных авторами оригиналов, сохраняется стиль, написание, терминология и оформление работ.
Сборник состоит из двух частей. В первую часть сборника вошли методические разработки уроков и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образовательния, во вторую часть включены внеклассные мероприятия, дополнительное образование и программы по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру, в соответствии с ФГОС.
Методические разработки уроков по биологии, географии, экологии, байкаловедению, географии Иркутской области, окружающему миру и обобщение инновационной деятельности школьного и дошкольного образования в соответствии с ФГОС даны во вложении.